Чудца  

Полевые записи Т.Б.Щепанской, сделанные во время экспедиции 2000 г. Костромская обл., Буйский р-н, с.Дьяконово. В экспедиции приняли участие преподаватели (М.Лурье, Е.Кулешов), старшеклассницы и недавние выпускницы Академической гимнаии при СПб ГУ.
Чудца - это местное наименование населения с.Дьяконова и расположенных вокруг него двух десятков деревень. Сейчас они относятся к Буйскому р-ну, а еще в начале XX в. - к Солигаличскому у. Группа очень изолированная от обоих центров. Дорогу, соединившую Дьяконово с Буем, построили только два-три года назад. С Солигаличем тоже стабильной связи не было: местные жители вспоминают, каким праздником было прибытие раз в год с верховй р.Костромы баржи - "тихвинки", на которой из Солигалича привозили ситцы, конфеты и прочую городскую экзотику.
На этой страничке - материалы о самосознании чудцы как локально-этнографической группы. Дальше - другие полевые записи

Обычно, говоря о чудце, имеют в виду локальную группу - население Дьяконовской волости (прежде ее центром было село Николо-Чудца, где стояла приходская церковь и находились дома клира, а также школа и погост). Теперь центр - сельская аддминистрация - находится в с.Дьяконово, по другую от с.Николо-Чудца сторону реки Костромы. Николо-Чудца выглядит совсем заброшенной, но в праздничные дни, иногда по воскресеньям, здесь открывается и торгует (часа два-три) магазин, в остальное время крепко закрытый. Местные бабушки служат своими силами в церкви, хотя она выглядит заброшенной и разбитой, и во время службы птичьи голоса слышны в незастекленные окна, смешиваясь с церковным пением…
Местные жители определяют "чудцу" через (1) территорию; (2) храм и (3) антропологические и (4) характерологические особенности. Ниже мы приводим отрывки из их характеристик. Особенность чудцы по сравнению с другими локальными группами в том, что эта группа именуется не по названию реки, по которой расселена (как это обычно бывает). Обычно антропоним происходит от топонима, а здесь скорее наоборот: территория Дьяконовской волости именуется антропо-, а точнее, (палео-)этнонимом: чудца.

_____________________________________

Палкина Анна Михайловна, 1925 г.р., с.Курилово (соседнее с областью чудцы).
(- Мы вот собираемся в Дьяконово, и слышали, там "чудца" называется?)

- Да. Николо-Чудцы там, за рекой. (- Храм, да?) - Храм.

(- А чем эта чудца отличается?)

- Народ добрый там. Сейчас не знаю, я давно не бывала. А раньше, когда работали, дак ездили туда, в чудцу. Ой, хороший там народ до чего, с нашим не сравнишь!

(- А почему "чудца" называется?)

- А вот я не знаю, почему: храм-то Никола-Чудцы почему-то, через черточку, - чего это такое?

Отсюда километров двенадцать Демьяново, такое село. Раньше оно было Буйского района, а сейчас к Вологодской области относится. Ой, там население большое было, столько молодежи!

(- И Вы туда ходили?)

- Хаживала.

(- Дороги туда есть?)

- Сейчас все заросло. Наверно, на транспорте-то можно проехать, на тракторе… Праздники были какие там: Фролы и Лавры 31-го августа. И Новый год.

2

Грушина (дев.Добрецова) Анна Сергеевна, 1924 г.р., дер.Шумовицы Дьяконовской вол.

- "Чудца" - почему так называется?

Чудца да чудца, назвали чудца, пошто не знаю. Пошто: Николо-Чудца называли?

- Чудца - это одна деревня или все это место?

- Не одна деревня. Вообще вот здешня местность - вот этот колхоз, например, хоть наш. (церковь была) одна - Никола Чудца. А Николо-Чудца, поди, и назвали через церковь.

3

Мухины Сергей Петрович, 1924 г.р., окончил ФЗУ, и Наталья Фатеевна, 1925 г.р., неграмотная. Д.Печенга.

- А почему здешний народ "чудца" называется?

(Н.Ф.): - Чудца да чудца. Все чудца. Так. Здесь вся округа называется чудца. А туды еще километров пятнадцать - там Тутка. Там было много деревень. Сейчас ничего не осталось. З дома… Тутка стоит на реке Тутке. Перва была село, потом Малышкино, Тыколово, Гарь, Пастрожицыно, - 5 деревень, да Кордоба был, Кордон. Ну, леспромхоз, там работали. Я вот еще маленькая была, помню, сымали колокола. Бабушка наша Наталья: - О-о-о! - И заревела. Война ли, после войны были - колокола-то сымали с церквов-то…

(Н.Ф.): - Чудца, белоглазая чудца.

- А почему белоглазая?

Дураки чудца, говорили, - ни одного умного не было. И сейчас, желанна, так же, аккурат, поди, так. Говорят, что кур доят… Замуж (я) вышла из Лисавина, это тоже чудца.

4

Громова Лилия Сергеевна, 1925 г.р., местная повитуха, д.Барсково (Барское, Боярское) Дьяконовской вол.(соседнее с д.Печенга).

- А вообще зарековские и Печенга, Барское - общались?

- Как же, общались, гулять ходили. Конечно вот такие… В праздники обязательно: в Николу - у нас вот успенье - полно народу. Гостились мы: я тебя увяду, значит, ты меня уведешь в гости. Ну, и ребята, девки, жонилися.

- а куда считалось лучше жениться? С Барскова в зарековье или из зарекоья в барсое?

- как-то больше сюда. Лучше сюда. Здесь более центральный, тракт прямой. Там из-за реки не всегда попадешь. А в Святки, как только начинаются, так и пошли молодчики. Вот наши ребята, девчата и одеваются девчонки ребятами, и начинают напевать: если который провинился мужик, что-нибудь такое пакостно устроил, ну уж его пропоют, дак.

5

- А мы чудца. Голодрана. "Чудца белоглазая" - говорили.

- А почему?

- А сероглазых-то больше. У нас черных-то ведь мало.


На первую страницу
еще О ЧУДЦЕ (материалы)
ДОРОГА (опрос)
Напишите мне

Сайт управляется системой uCoz