Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

                                                       факультет

 

 

Рассмотрено и рекомендовано                                                         УТВЕРЖДАЮ

на заседании  кафедры                                                                  Декан факультета    

                                                                                                               

  

 

 

                                                                                                         

                                                                                             

протокол №_________                                                                  дата, подпись, Ф.И.О.

«___»___________200___г.                                        

 зав. кафедрой                                                                           

_______________                                                                                  

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Программа учебной  дисциплины

 

                          АНТРОПОЛОГИЯ ГОРОДА: СУБКУЛЬТУРЫ

 

Федерального (вузовского) компонента цикла ГСЭ (ЕН, ОПД, СД, ДС)

(по выбору) по специальности (напрвлению)                                              

                                                                                      (код, название)

 

             

 

 

Разработчик: к.и.н.Т.Б. Щепанская

 

Рецензенты:

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

                                                   Санкт-Петербург

                                                               2002 г.  

 

 

 

 

 

 

 

I. Организационно-методический радел.

               

1.      Цель курса -- изучение социокультурной дифференциации современного города, городских субкультурных традиций (описанных в научной литературе, изученных или хотя бы зафиксированных к настоящему времени).

        

2.      Задачи курса: ознакомление с  разными аспектами функционирования и исследований субкультур:

 

 

·        основными подходами к их исследованию;

·        методами и  спецификой полевого антропологического исследования в городе.

            

3.      Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс  дает знания как фактологического, так и методологического плана, необходимые для  ведения самостоятельных полевых  исследований по антропологии города.  Он  согласован с курсом «Антропологический пратикум», где студенты получают навыки и первый опыт полевых антропологических исследований различных аспектов социокультурной дифференциации в условиях города. Эти знания составляют также важный элемент общегуманитарной подготовки специалиста в области наук о человеке.  Ознакомление с особенностями символики, стилей, норм поведения, коммуникативных стратегий разных (нередко замкнутых) социокультурных групп необходимо для правильной ориентации в современном мультикультурном обществе. Подобные знания полезны в профессиональном плане как политикам и журналистам, так и бизнесменам, и  представителям творческой интеллигенции.

 

4.      Требования к уровню освоения дисциплины.

В конце семестра проводится коллоквиум по  теории и методологии исследования мультикультурного общества, во время которого студенты должны показать умение использовать в дискуссии основные концепции и понятия, описывающие  явления социокультурной дифференциации урбанизированного общества (концепции жизненных стилей, социокультурной среды, субкультуры и др.). По завершении курса студенты должны продемонстрировать знакомство  с основными субкультурами, существующими в России и к настоящему моменту зафиксированными  в научной литературе (в их числе детская, молодежная, армейская (“дедовщина”), криминальная, а также ряд профессионально-корпоративных (ученые-гуманитарии, программисты) и религиозно-мистических субкультур).

 

II. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля

Всего аудиторных занятий

32

Из них - лекций

32

            - практические занятия

-

Самостоятельная работа студента

-

Итого (трудоемкость дисциплины)

32

 

Изучение дисциплин по семестрам:

         1 семестр: лекции (32), коллоквиум,  зачет

 

 

 

III. Содержание дисциплины

1.   Город как объект культурной антропологии

История изучения городских традиций в отечественной и западной традиции. Бытописательство, этнография, фольклористика города. Лингвистическое изучение.

2.   Субкультуры, сетевые структуры, жизненные стили.

Изучение социальной и культурной дифференциации современного общества. Концепции социальных сетей, страт, стилей жизни, субкультур в исследовании социокультурных групп и городских традиций. Субкультура: определения, подходы, типология, историография. Матрица описания субкультур (их социального субстрата и знаковых систем). Типология культурных кодов (вербальный, пространственный, временной, предметный, телесный и др.). Подходы к полевому исследованию субкультурных традиций.

 

Конкретные субкультуры

(по материалам исследований в России)

3 – 4 .Фольклор и культура детства

Возрастная периодизация детской субкультуры. Разделение по полу.

Фольклор и культура дошкольников. Игровой фольклор. Игровые сообщества: их внутренние нормы и саморегуляция. Школьный фольклор. Мистические, смеховые, игровые, лирические жанры. Роль их в организации отношений со взрослыми и самоорганизации детских сообществ. Страна-мечта и тайные детские общества.

5 – 6 . Молодежные субкультуры.

Понятие молодежной субкультуры. История ее изучения. Молодежные сообщества. Направления молодежной культуры: хип-культура и пост-хиппи, панки, металл; этно-исторические движения (индеанисты, общество ирландской культуры и проч.), ролевые игры (толкинисты и др.); религиозно-мистические движения. Феномен группирования. Понятие тусовки. Типы тусовок.  Иерархия. Гендерные отношения и роли. Нормативная личность и базовая модель отношений: "попутчики". Символика дороги (трассы). Трасса  (путешествие) как форма взаимодействия (путешествие автостопом), ритуал посвящения и базовый символ молодежной культуры. Ритуалы трассы. Символика молодежной культуры: пространственная, предметная, телесная. Молодежный фольклор: смеховые, мистические, лирические жанры. Телега как основная вербальная форма. Сленг как  маркированная речь.

7. Армейские традиции (землячества и дедовщина).

Армейская служба как инициация. Армейская культура: половозрастные и профессиональные аспекты. Землячества в армии.  Дедовщина: временной фактор как главный в статусном продвижении.  Статусы (молодые и старослужащие), их названия и символика. Посвятительные ритуалы. Насилие и боль: роль в самоорганизации. Ритуалы дембеля (демобилизации). Армейский фольклор. Связь армейских традиций с деревенской архаикой и криминальной субкультурой.

8. Криминальная субкультура.

Изучение криминального мира в криминологической традиции. Этнография и фольклор криминального мира. Тюремная иерархия, ее символика и нормативный комплекс. Элементы народных традиций и система адаптации в криминальной субкультуре. 

9 – 10. Традиции и фольклор программистов. Сообщества и социальные сети в среде Интернет и ФИДО. Формирование  социальной среды и субкультуры программистов.  Их фольклор и профессиональный сленг. Распространение персональных компьютеров.  Хакеры как социальная  сеть, субкультура, мифологема. Кланы хакеров: их организация, распределение ролей в рамках клана. Кланы геймеров (игровые команды). ФИДО как среда общения и виртуальное сообщество. Эхо-конференции, группы “фидошников”, формы сетевого и внесетевого общения, символика, фольклор.  Гендерные отношения и их репрезентация в ФИДО, Интернет-чатах, среде геймеров и хакеров.

11—12 . Профессионально-корпоративные традиции (неформальные отношения,  стереотипы поведения, обычное право, фольклор в профессиональных средах медиков, учителей, политиков, ученых-гуманитариев).  Студенческая культура. Студенческие традиции от буршей до современных универсантов. Ритуалы посвящения. Экзамен: практика и мистика. Культ халявы и ритуалы ее поимки. Студенческая вечеринка. Фигура препода (преподавателя) в студенческом фольклоре. Осмысление и метафоры будущей профессии. Студенческие традиции и профессиональные сообщества.

13. Религиозно-мистические культуры (кришнаитские и буддийские сообщества в Санкт-Петербурге; экстрасенсы). Религиозная символика и самоорганизация сообществ. Мелкие общины и транснациональные религиозные сети (напр., ISKCON). Харизматическое лидерство. Мистика и ее роль в управлении. Тайна (символика неопределенности) как средство управления.

Культурные коды (обобщающие лекции).

(обобщающие лекции по материалам разных субкультур)

14.  Вербальный фольклор и арготические языки.

Изучение городского фольклора. Городской нарратив. Предания и легенды. Мифологические рассказы. Смеховые жанры. Приколы и розыгрыши, скабрезная поэзия. Анекдот: герои, основные мотивы, функции и трансформации. Субкультурная дифференциация смехового фольклора. Городские песенные традиции.

15.  Семиотика городского пространства. 

Пространственно-временные коды и символы. Символика и мифология окраин/центра, дороги, улиц и площадей, домов (жилых/нежилых, старых/новых). Петербургский двор-колодец  и московский дворик.  Примечательные места и легендарные памятники. Городские ритуалы и хранители мест. Проявления пространственной символики в разных субкультурных традициях.

16.  Невербальные коды в городских субкультурах

Символика предметного окружения. Подарки, памятные вещи, семейные реликвии. Престижное потребление, мода и их субкультурные особенности. Застолье: его функции, ритуальные формы. Алкогольная мифология и алкогольные субкультуры.  Традиции, связанные с курением и  употреблением кофе. Соотношение вербальных и невербальных кодов в городских традициях.

 

Вопросы к зачету

 

1.       Изучение городского фольклора в России XIX – начала XX вв.

2.      Изучение повседневных практик и мифологии повседневности

3.      Социокультурная дифференциация языка. Арго и сленг.

4.      Система жанров городского фольклора.

5.      Городской нарратив. Мифологические рассказы, предания и легенды, смеховые нарративные  жанры.

6.      Детский фольклор: жанры и история изучения

7.      Речевые жанры  молодежных сообществ

8.      Семиотика городского пространства. Нормативные пространства

9.      Освоение городского пространства в культуре детства

10.  Значимые локусы молодежной субкультуры. Практика автостопа.

11.  Временной код в армейских традициях.

12.  Армейские традиции и прагматика насилия

13.  Посвятительные обряды в армейской и криминальной субкультурах

14.  Гендерные стереотипы в системе армейских традиций

15.  Предметная символика молодежной субкультуры: подарки и  атрибутика.

16.  Атрибуты профессии в комплексе профессиональных традиций

17.  Посвятительные ритуалы в профессиональных сообществах

18.  Компьютер как предмет символизации в фольклоре и сленге программистов

19.  Сетевые сообщества и субкультуры. Игровые и хакерские кланы, чаты, эхо-конференции.

20.  Символическое конструирование личности в сетевом общении (на примере Интернет-чатов).

21.  Коллективное застолье и его роль в субкультурных сообществах

22.  Застольный этикет и фольклор

23.  Телесные коды в детском фольклоре

24.  Символика тела и телесных практик в молодежной субкультуре

25.  Маркирование тела в молодежной, армейской и криминальной субкультурах

26.  Вертикальная стратификация в молодежных сообществах. Символика лидерства

27.  Гендерные отношения и роли в молодежных сообществах

28.  Лидерство и управление  в кришнаитских и необуддийских сообществах

29.  Символика и ее роль в поддержании субкультурной идентичности

30.  Символическая консолидация и формирование идентичности в субкультурных сообществах

 

5.      Распределение часов курса по темам и видам работ

 

Название темы

Кол-во час.(л/c)

1.

Город как объект культурной антропологии

2

2.

Концепции субкультур, сетевых структур, жизненных стилей в антропологии города

2

3,4.

Фольклор и культура детства

4

5,6.

Молодежные субкультуры

4

7.     

Исследования армейских традиций

2

8.

Криминальная субкультура

2

9,10.

Традиции и фольклор программистов. Сетевые структуры в электронных сетях

4

11,12.

Профессионально-корпоративные традиции

4

13.

Религиозно-мистические субкультуры

2

14.

Городской фольклор

2

15

Символизация  городского пространства

2

16

Невербальные коды в  субкультурных традициях

2

Всего: 32 часа

 

IV Учебно-методическое обеспечение курса

          Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов и т.п.

  1. Активные методы обучения

Демонстрация слайдов и видеофильма по материалам полевых исследования городских субкультур

  1. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля

Диапроектор, видеомагнитофон

  1. Методические рекомендации (материалы преподавателю).

На занятиях, посвященных детской к молодежным субкультурам, полезно апеллировать к собственному опыту студентов. Опираясь на их воспоминания, проводить разбор  семиотических и социальных аспектов детских игр и практик молодежных субкультур. Занятия такого рода проходят в полилогической форме.

  1. Методические указания студентам
  2. Рекомендации по использованию информационных технологий

Поощряется поиск материалов по городским субкультурам в Интернете, студенты могут представить результаты своих поисков на занятиях для совместного анализа  особенностей заинтересовавших их субкультур в аудитории.

Рекомендуемая литература.

1.      Субкультурные объединения молодежи. М.,1987. Там, в частности, статьи: Гуревич П.С. Проблемы субкультуры в современной западной социологии; Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры и др.

2.      Художественная жизнь современного общества : В 4-х ТТ. Т.1: Субкультуры и этносы в художественной жизни/ Гос. ин-т искусствознания. Отв.ред. К.Б.Соколов. СПб.,1996.

3.      Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б.  Социология контркультуры : Критический анализ (инфантилизм как тип поведения и социальная болезнь). М.,1980

4.      Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры : Опыт этнографического исследования системы: 1986-1989 гг. СПб: “Наука”, 1993.

5.      Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. - М.: “Наука”, 1987.

6.      Город как социокультурное явление исторического процесса. Сб. ст. М.: “Наука”, 1995.

7.      Рождественская С.Б. Этнографическое изучение культуры российского города : Метод.пособие. М., 1994.

8.      Русские народные традиции и современность. /Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1995.

9.      Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города : Горожане, их общественный и домашний быт. М., 1978.

10.  Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры : Критический анализ (Инфантилизм как тип поведения и социальная юболезнь). М.,1980.

11.  Кон  И.С. Психология ранней юности. М.,1989.

12.  Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991. С.17-28

13.  Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры : Опыт этнографического исследования системы: 1986-1989 гг. СПб: “Наука”, 1993.

14.  Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.,1988

15.  Школьный быт и фольклор : Учебный материал по русскому фольклору. /Сост. А.Ф.Белоусов. Ч.1-2. Таллинн, 1992.

16.  Гилинский Я., Афанасьев А. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб, 1993.

17.  Шурухнов Н.Г. Неформальная дифференциация в исправительно-трудовых учреждениях.// СоцИс. 1992. № 7. С.73-83.

18.  Самойлов Л. Этнография  лагеря. (и вызванная этой статьей дискуссия: Субкультура лагеря и архетипы сознания - № 1; Субкультура за  решеткой. - № 2; Насколько “первобытна” уголовная субкультура )// СЭ. 1990. №№ 1-2.

19.  Социология преступности: Сб. переводов. М., 1966.

20.  Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи. (1933)// Статьи ранних лет: Сб. Тверь, 1993. С.54-94. (впервые опубл.: Сб. Ин-та языка и мышления им.Н.Я.Марра. АН СССР. (“Язык и мышление”, М-Л.,1935. Вып.3-4. С.47-100).

21.  Иванов В.В. Системный взгляд на природу “дедовщины” //СоцИс, 1995. №1.

22.  Марченко Н.И. К вопросу о генезисе и сущности неуставных взаимоотношений //СоцИс. 1993. № 12.

23.  Образцов  И.В. Формы проявления неуставных отношений //СоцИс. 1996. № 2. С.63-71.

24.  Virtual Culture. Identity and Communication in Cybersociety. / Ed.by Steven G. Jones, Univ. Of Tusla : London, Sage publ., 1997.

25.  The Machine in Me. An Anthropologist Sits Among Computer Engineers. Gary Lee Downey, Virginia Tech, USA. L.: Routledge, 1998.

 

Сайт управляется системой uCoz