Министерство образования Российской Федерации
факультет
на
заседании кафедры Декан факультета
|
|
|
протокол
№_________
дата, подпись, Ф.И.О.
«___»___________200___г.
зав. кафедрой
_______________
АНТРОПОЛОГИЯ ГОРОДА: СУБКУЛЬТУРЫ |
|
Федерального (вузовского) компонента цикла ГСЭ (ЕН, ОПД, СД, ДС)
(по
выбору) по специальности (напрвлению)
(код, название)
Разработчик: к.и.н.Т.Б. Щепанская
Рецензенты:
Санкт-Петербург
2002 г.
1. Цель курса -- изучение социокультурной дифференциации современного города, городских субкультурных традиций (описанных в научной литературе, изученных или хотя бы зафиксированных к настоящему времени).
разными аспектами функционирования и исследований субкультур:
Задачи курса: ознакомление с·
основными подходами к их исследованию;
·
методами и спецификой полевого
антропологического исследования в городе.
3. Место курса в профессиональной подготовке
выпускника.
Курс дает знания как фактологического, так и
методологического плана, необходимые для
ведения самостоятельных полевых
исследований по антропологии города.
Он согласован с курсом
«Антропологический пратикум», где студенты получают навыки и первый опыт
полевых антропологических исследований различных аспектов социокультурной
дифференциации в условиях города. Эти знания составляют также важный элемент
общегуманитарной подготовки специалиста в области наук о человеке. Ознакомление с особенностями символики,
стилей, норм поведения, коммуникативных стратегий разных (нередко замкнутых)
социокультурных групп необходимо для правильной ориентации в современном мультикультурном обществе. Подобные знания
полезны в профессиональном плане как политикам и журналистам, так и
бизнесменам, и представителям творческой
интеллигенции.
4. Требования к уровню освоения дисциплины.
В конце семестра проводится коллоквиум по теории и методологии исследования мультикультурного общества, во время которого студенты должны показать умение использовать в дискуссии основные концепции и понятия, описывающие явления социокультурной дифференциации урбанизированного общества (концепции жизненных стилей, социокультурной среды, субкультуры и др.). По завершении курса студенты должны продемонстрировать знакомство с основными субкультурами, существующими в России и к настоящему моменту зафиксированными в научной литературе (в их числе детская, молодежная, армейская (“дедовщина”), криминальная, а также ряд профессионально-корпоративных (ученые-гуманитарии, программисты) и религиозно-мистических субкультур).
II. Объем дисциплины,
виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля
Всего аудиторных занятий |
32 |
Из них - лекций |
32 |
- практические занятия |
- |
Самостоятельная работа студента |
- |
Итого (трудоемкость дисциплины) |
32 |
Изучение дисциплин по семестрам:
1 семестр: лекции (32), коллоквиум, зачет
III. Содержание
дисциплины
1. Город как объект культурной антропологии
История изучения городских традиций в отечественной и западной традиции. Бытописательство, этнография, фольклористика города. Лингвистическое изучение.
2. Субкультуры, сетевые структуры, жизненные стили.
Изучение социальной и культурной дифференциации современного общества. Концепции социальных сетей, страт, стилей жизни, субкультур в исследовании социокультурных групп и городских традиций. Субкультура: определения, подходы, типология, историография. Матрица описания субкультур (их социального субстрата и знаковых систем). Типология культурных кодов (вербальный, пространственный, временной, предметный, телесный и др.). Подходы к полевому исследованию субкультурных традиций.
Конкретные субкультуры
(по материалам исследований в России)
3 – 4 .Фольклор и
культура детства
Возрастная периодизация детской субкультуры. Разделение по полу.
Фольклор и культура дошкольников. Игровой фольклор. Игровые сообщества: их внутренние нормы и саморегуляция. Школьный фольклор. Мистические, смеховые, игровые, лирические жанры. Роль их в организации отношений со взрослыми и самоорганизации детских сообществ. Страна-мечта и тайные детские общества.
5 – 6 . Молодежные
субкультуры.
Понятие молодежной субкультуры. История ее изучения. Молодежные сообщества. Направления молодежной культуры: хип-культура и пост-хиппи, панки, металл; этно-исторические движения (индеанисты, общество ирландской культуры и проч.), ролевые игры (толкинисты и др.); религиозно-мистические движения. Феномен группирования. Понятие тусовки. Типы тусовок. Иерархия. Гендерные отношения и роли. Нормативная личность и базовая модель отношений: "попутчики". Символика дороги (трассы). Трасса (путешествие) как форма взаимодействия (путешествие автостопом), ритуал посвящения и базовый символ молодежной культуры. Ритуалы трассы. Символика молодежной культуры: пространственная, предметная, телесная. Молодежный фольклор: смеховые, мистические, лирические жанры. Телега как основная вербальная форма. Сленг как маркированная речь.
7. Армейские традиции
(землячества и дедовщина).
Армейская служба как инициация. Армейская культура: половозрастные и профессиональные аспекты. Землячества в армии. Дедовщина: временной фактор как главный в статусном продвижении. Статусы (молодые и старослужащие), их названия и символика. Посвятительные ритуалы. Насилие и боль: роль в самоорганизации. Ритуалы дембеля (демобилизации). Армейский фольклор. Связь армейских традиций с деревенской архаикой и криминальной субкультурой.
8. Криминальная
субкультура.
Изучение криминального мира в криминологической традиции. Этнография и фольклор криминального мира. Тюремная иерархия, ее символика и нормативный комплекс. Элементы народных традиций и система адаптации в криминальной субкультуре.
9 – 10. Традиции и фольклор программистов. Сообщества и социальные сети в среде Интернет и ФИДО. Формирование социальной среды и субкультуры программистов. Их фольклор и профессиональный сленг. Распространение персональных компьютеров. Хакеры как социальная сеть, субкультура, мифологема. Кланы хакеров: их организация, распределение ролей в рамках клана. Кланы геймеров (игровые команды). ФИДО как среда общения и виртуальное сообщество. Эхо-конференции, группы “фидошников”, формы сетевого и внесетевого общения, символика, фольклор. Гендерные отношения и их репрезентация в ФИДО, Интернет-чатах, среде геймеров и хакеров.
11—12 . Профессионально-корпоративные традиции (неформальные отношения, стереотипы поведения, обычное право, фольклор в профессиональных средах медиков, учителей, политиков, ученых-гуманитариев). Студенческая культура. Студенческие традиции от буршей до современных универсантов. Ритуалы посвящения. Экзамен: практика и мистика. Культ халявы и ритуалы ее поимки. Студенческая вечеринка. Фигура препода (преподавателя) в студенческом фольклоре. Осмысление и метафоры будущей профессии. Студенческие традиции и профессиональные сообщества.
13. Религиозно-мистические культуры (кришнаитские и буддийские сообщества в Санкт-Петербурге; экстрасенсы). Религиозная символика и самоорганизация сообществ. Мелкие общины и транснациональные религиозные сети (напр., ISKCON). Харизматическое лидерство. Мистика и ее роль в управлении. Тайна (символика неопределенности) как средство управления.
Культурные коды (обобщающие лекции).
(обобщающие лекции по материалам разных субкультур)
14. Вербальный фольклор и арготические языки.
Изучение городского фольклора. Городской нарратив. Предания и легенды. Мифологические рассказы. Смеховые жанры. Приколы и розыгрыши, скабрезная поэзия. Анекдот: герои, основные мотивы, функции и трансформации. Субкультурная дифференциация смехового фольклора. Городские песенные традиции.
15. Семиотика городского пространства.
Пространственно-временные коды и символы. Символика и мифология окраин/центра, дороги, улиц и площадей, домов (жилых/нежилых, старых/новых). Петербургский двор-колодец и московский дворик. Примечательные места и легендарные памятники. Городские ритуалы и хранители мест. Проявления пространственной символики в разных субкультурных традициях.
16. Невербальные коды в городских субкультурах
Символика предметного окружения. Подарки, памятные вещи, семейные реликвии. Престижное потребление, мода и их субкультурные особенности. Застолье: его функции, ритуальные формы. Алкогольная мифология и алкогольные субкультуры. Традиции, связанные с курением и употреблением кофе. Соотношение вербальных и невербальных кодов в городских традициях.
Вопросы к зачету
1. Изучение городского фольклора в России XIX – начала XX вв.
2. Изучение повседневных практик и мифологии повседневности
3. Социокультурная дифференциация языка. Арго и сленг.
4. Система жанров городского фольклора.
5. Городской нарратив. Мифологические рассказы, предания и легенды, смеховые нарративные жанры.
6. Детский фольклор: жанры и история изучения
7. Речевые жанры молодежных сообществ
8. Семиотика городского пространства. Нормативные пространства
9. Освоение городского пространства в культуре детства
10. Значимые локусы молодежной субкультуры. Практика автостопа.
11. Временной код в армейских традициях.
12. Армейские традиции и прагматика насилия
13. Посвятительные обряды в армейской и криминальной субкультурах
14. Гендерные стереотипы в системе армейских традиций
15. Предметная символика молодежной субкультуры: подарки и атрибутика.
16. Атрибуты профессии в комплексе профессиональных традиций
17. Посвятительные ритуалы в профессиональных сообществах
18. Компьютер как предмет символизации в фольклоре и сленге программистов
19. Сетевые сообщества и субкультуры. Игровые и хакерские кланы, чаты, эхо-конференции.
20. Символическое конструирование личности в сетевом общении (на примере Интернет-чатов).
21. Коллективное застолье и его роль в субкультурных сообществах
22. Застольный этикет и фольклор
23. Телесные коды в детском фольклоре
24. Символика тела и телесных практик в молодежной субкультуре
25. Маркирование тела в молодежной, армейской и криминальной субкультурах
26. Вертикальная стратификация в молодежных сообществах. Символика лидерства
27. Гендерные отношения и роли в молодежных сообществах
28. Лидерство и управление в кришнаитских и необуддийских сообществах
29. Символика и ее роль в поддержании субкультурной идентичности
30. Символическая консолидация и формирование идентичности в субкультурных сообществах
5. Распределение часов курса по темам и видам работ
№ |
Название темы |
Кол-во час.(л/c) |
1. |
Город
как объект культурной антропологии |
2 |
2.
|
Концепции
субкультур, сетевых структур, жизненных стилей в антропологии города |
2 |
3,4.
|
Фольклор и культура детства |
4 |
5,6.
|
Молодежные
субкультуры |
4 |
7. |
Исследования армейских традиций |
2 |
8.
|
Криминальная субкультура |
2 |
9,10.
|
Традиции
и фольклор программистов. Сетевые структуры в электронных сетях |
4 |
11,12.
|
Профессионально-корпоративные
традиции |
4 |
13. |
Религиозно-мистические
субкультуры |
2 |
14. |
Городской
фольклор |
2 |
15 |
Символизация городского пространства |
2 |
16 |
Невербальные
коды в субкультурных традициях |
2 |
Всего: 32 часа
IV
Учебно-методическое обеспечение курса
Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов и т.п.
Демонстрация слайдов и видеофильма по материалам полевых исследования городских субкультур
Диапроектор, видеомагнитофон
На занятиях, посвященных детской к молодежным субкультурам, полезно апеллировать к собственному опыту студентов. Опираясь на их воспоминания, проводить разбор семиотических и социальных аспектов детских игр и практик молодежных субкультур. Занятия такого рода проходят в полилогической форме.
Поощряется поиск материалов по городским субкультурам в Интернете, студенты могут представить результаты своих поисков на занятиях для совместного анализа особенностей заинтересовавших их субкультур в аудитории.
1. Субкультурные объединения молодежи. М.,1987. Там, в частности, статьи: Гуревич П.С. Проблемы субкультуры в современной западной социологии; Матвеева С.Я. Субкультуры в динамике культуры и др.
2. Художественная жизнь современного общества : В 4-х ТТ. Т.1: Субкультуры и этносы в художественной жизни/ Гос. ин-т искусствознания. Отв.ред. К.Б.Соколов. СПб.,1996.
3. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры : Критический анализ (инфантилизм как тип поведения и социальная болезнь). М.,1980
4. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры : Опыт этнографического исследования системы: 1986-1989 гг. СПб: “Наука”, 1993.
5. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. - М.: “Наука”, 1987.
6. Город как социокультурное явление исторического процесса. Сб. ст. М.: “Наука”, 1995.
7. Рождественская С.Б. Этнографическое изучение культуры российского города : Метод.пособие. М., 1994.
8. Русские народные традиции и современность. /Ин-т этнологии и антропологии РАН. М., 1995.
9. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города : Горожане, их общественный и домашний быт. М., 1978.
10. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры : Критический анализ (Инфантилизм как тип поведения и социальная юболезнь). М.,1980.
11. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.
12. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991. С.17-28
13. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры : Опыт этнографического исследования системы: 1986-1989 гг. СПб: “Наука”, 1993.
14. Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М.,1988
15. Школьный быт и фольклор : Учебный материал по русскому фольклору. /Сост. А.Ф.Белоусов. Ч.1-2. Таллинн, 1992.
16. Гилинский Я., Афанасьев А. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб, 1993.
17. Шурухнов Н.Г. Неформальная дифференциация в исправительно-трудовых учреждениях.// СоцИс. 1992. № 7. С.73-83.
18. Самойлов Л. Этнография лагеря. (и вызванная этой статьей дискуссия: Субкультура лагеря и архетипы сознания - № 1; Субкультура за решеткой. - № 2; Насколько “первобытна” уголовная субкультура )// СЭ. 1990. №№ 1-2.
19. Социология преступности: Сб. переводов. М., 1966.
20. Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи. (1933)// Статьи ранних лет: Сб. Тверь, 1993. С.54-94. (впервые опубл.: Сб. Ин-та языка и мышления им.Н.Я.Марра. АН СССР. (“Язык и мышление”, М-Л.,1935. Вып.3-4. С.47-100).
21. Иванов В.В. Системный взгляд на природу “дедовщины” //СоцИс, 1995. №1.
22. Марченко Н.И. К вопросу о генезисе и сущности неуставных взаимоотношений //СоцИс. 1993. № 12.
23.
Образцов
И.В. Формы проявления неуставных отношений //СоцИс. 1996. № 2. С.63-71.
24.
Virtual
Culture. Identity and Communication in Cybersociety. / Ed.by Steven G. Jones,
Univ. Of Tusla : London, Sage publ., 1997.
25.
The
Machine in Me. An Anthropologist Sits Among Computer Engineers. Gary Lee
Downey, Virginia Tech, USA. L.: Routledge, 1998.