Субкультурные обычаи и нормы
формируют, среди прочего, экономические стратегии (потребления, производства,
распределения), а точнее, те повседневные практики, которые обеспечивают экономическую
базу субкультурных сообществ. Анжела Мак-Робби, заметив тенденцию при
исследовании субкультур ограничиваться текстуальным анализом, призывает не
останавливаться на нем, утверждая, что не последнее значение имеют материальные
условия производства и потребления, специфичные для той или иной субкультуры и
формируемые (регулируемые) ее нормами (McRobbie 1994). Каким образом изучение
потребительского поведения соотносится с другими подходами к исследованию
субкультур, в частности, с анализом их в терминах политического протестного
поведения?
В исследованиях левого направления сложилось устойчивое представление о
молодежи как объекте эксплуатации со стороны культурной индустрии. Ее
вовлечение в культуру, потребление культурного продукта рассматривается как
средство выражения идентичности, формирующейся в напряжении по отношению к
родительскому контролю и институциональной власти. Но, формируя идентичность
как альтернативу своей подвластной позиции, молодежь оказывается перед
необходимостью потребления культурного продукта и тем самым с большой
вероятностью станосится объектом эксплуатации со стороны его производителя (Willis, Joner, Canaan, Hurd G.). Молодежные субкультуры, создаваемые ими
альтернативные модели потребления в этом контексте рассматриваются как формы
противостояния доминирующей культуре – символической оппозиции, сопротивления
навязываемым стандартам (Hall and Jefferson 1976). Однако, в работах 1990-х гг. такая позиция все больше подвергается
критике. Так, Сара Торнтон в монографии о клубных культурах пишет о том, что
оппозиционность британских музыкальных субкультур была преувеличена, а их
антирыночная риторика была скорее средством получения символического
«субкультурного капитала», чем проявлением реальной оппозиционности (Thornton 1996:166).
Мак Робби (в уже упоминавшейся работе
Обращаясь к исследованиям
молодежных субкультур на российском материале, следует отметить, что
экономическим стратегиям уделялось до сих пор мало внимания. Тем не менее, в
результате полевых исследований накопились определенные данные, которые дают
основание для суждений об экономических стратегиях (потребления, производства и
распространения продукции), поддерживаемых нормами той или иной субкультуры.
Для их анализа может быть полезным разделение между образом и стилем
потребления, которое проводит В.И. Ильин, тем самым различая экономическую
основу и символические разновидности потребительского выбора. Под образом
потребления (как одной из характеристик образа жизни) он понимает «совокупность
устойчивых характеристик потребительского поведения группы, обусловленная ее местом
в социальном пространстве», отмечая далее, что «категория образа потребления
очерчивает область необходимого, принудительного поведения», определяемого
экономическим потенциалом группы. Круг доступных ресурсов, зависящий от места
группы в социальном пространстве, определяет границы выбора, в рамках которых
группы и формируют свои субкультуры. Стиль потребления, в понимании В.И.
Ильина, - «категория, отражающая свободу, которой обладают люди в пределах
образа потребления, навязываемого социальным полем» (Ильин 2001:30). Социальное поле – характеристика,
определяющая положение группы в социальном пространстве и зависимые от него
параметры: поле ресурсных возможностей, пределы доступного выбора; определяемая
ими «совокупность ценностей и норм поведения, в том числе и потребительского»
(Ильин 2001: 26). В.И. Ильин опирается
на следующее определение социального поля: «Социальное поле, т.е. участок
социального пространства, обладающий в результате повышенного уровня
внутреннего взаимодействия особой атмосферой, имеющий силовой характер по
отношению к попавшим туда индивидам» (Ильин 2001: 26).
Если придерживаться этой схемы,
то модели потребительского поведения, программируемые молодежными субкультурами
(если основываться на российском материале), по образу потребления распадаются
на два типа. Первый формируется в условиях ограниченности материальных ресурсов
и включает разные формы адаптации к этим условиям: минимизацию потребления;
нормы взаимопомощи, обмена и складчины; привлечение ресурсов извне своей среды (путем
потребления отходов, попрошайничества и мелкого воровства); самообеспечение
(мелкое производство, создание альтернативных сетевых структур производства,
распространения, потребления и обмена продукции). Второй тип базируется на
более высоком, по сравнению с другими группами молодежи, доступном уровне
потребления. Этот уровень и становится различительным признаком, на базе
которого формируются субкультуры. Для таких субкультур характерен «фирменный
стиль», т.е. такой стиль потребления, когда знаковый смысл приобретает не
столько внешние или функциональные характеристики вещи, сколько «лэйбл» - ярлык
фирмы-производителя.
В рамках данной статьи мы
рассмотрим только группы первого типа, т.е. такие, которым свойственны стратегии
потребления, формирующиеся как способы адаптации к условиям ограниченности
ресурсов. Эта ограниченность связана, как правило, с маргинальным положением
молодежных групп в социальной структуре (проявляющимся в таких формах, как
отсутствие постоянной работы, низкие и нерегулярные доходы, материальная
зависимость от старших и стремление от нее избавиться и т.д.).
В символическом мире таких
субкультур, как хиппи, растаманы, индеанисты, панки, отчасти ролевики и др.,
недостаток ресурсов принимает характер различительного признака, маркера
«своей» среды. Деньги и опосредованные ими формы отношений в описываемых
«субкультурах беспрайсовости» маркированы негативно. Например, одобряется
прохождение длинной трассы совсем без денег; считается, что именно тогда выявится
истинное отношение людей к тебе и твое отношение к людям.
Своеобразный культ бедности или
безденежья (беспрайсовости) получает
идеологическое обоснование. Первыми отвергли буржуазное благополучие хиппи –
дети среднего класса. Отказ от привычного комфорта, принятие нищеты
страннической жизни было для них способом ухода от социального контроля со
стороны родительской семьи и в целом из-под власти норм «своего круга». Культ
нищеты характерен для всех субкультур, испытавших влияние традиций и мифологии
хиппи. Индеанисты считают, что стремление к приобретению вещей, зарабатыванию
денег разрушает природу. Именно отказ от стремления к обогащению индеанисты
рассматривают как одну из важных характеристик своей среды, признаком,
отличающим ее от «белой» цивилизации: «Белая культура – это культура вещей. И
если человек начинает стремиться к вещам, к статусу какому-то, хочет золотой
унитаз, впрягается в эту лямку: работа-деньги-работа, - то такой человек из
движения выпадает. В белом мире господствует извращенное сознание, когда
человек стремится захватить больше, чем ему нужно для нормального
существования, часто за счет других. Это против природных законов, и это
сознание и является источником всех проблем человека» (ПМ: Никитина А., СПб.,
1999). Надо пояснить, что под «белым»
миром нашими информантами подразумевается мир Западной цивилизации, точнее,
порожденная ею потребительская цивилизация. Ролевики утверждают, что деньги
имеют в их среде меньшее значение, чем в «реальном мире». У растаманов не
принято заботиться о материальном благополучии, поскольку, как гласит
растаманская пословица, «Джа даст нам все». Панки рассматривают свое
безразличие к материальным благам как проявление своего «пофигизма» и романтики
противостояния косному миру взрослых: «Панки – это какие-то новые романтики.
Они, конечно же, находятся в состоянии войны с нынешним миром, потому что он
материален, а панки – люди романтические». При этом нищета панков, их
готовность жить без комфорта, «в грязи какой-то», осознается ими как не
обязательно вынужденная – сами деятели панк-культуры говорят о панках, у
которых «на черный день… в кармане имеется чек на очень кругленькую сумму» (ПМ:
Аксютина О., 1998. Цит. по: Аксютина
1999).
Культ нищеты
связан с идеологией «ухода», а в применении к повседневной жизни - с практикой трассы (путешествий автостопом или
другими малозатратными способами). Трасса (выезд) рассматривается как одна из
основных идентифицирующих практик для многих субкультур. Трассу следует
проходить бесплатно, иначе это не трасса. Стопщики-трэвеллеры ведут свой личный
счет пройденным километрам – те, что преодолены за деньги (автобусом, поездом,
такси), в километраж не включаются. В системе
ходили легенды о человеке, который проехал всю Россию с тремя рублями в
кармане (современный вариант – всю Европу с двумя долларами). Футбольные фанаты
рассказывают, как некоторые люди ехали (из Петербурга) в Ростов, имея при себе
сумму, эквивалентную половине доллара.
«Вышел из дому,
деньги забыл – значит, не нужны будут», – говорил мне еще в
Опытные обучают молодых
приемам, с помощью которых можно избежать платы за проезд. Часть их обращена к
водителям. Остановив машину, стопщик сразу должен обозначить, что не собирается
платить: «Я еду в Казань автостопом. Не подвезете сколько сможете?» «Не
возьмете в сторону Казани? Денег нет». После этого водитель либо говорит:
«Садись!», либо нажимает на газ. Водителей, которые пытаются взять со стопщика
деньги, называют таксисты или деньгопросы. В отношении их применяется
тактика демонстрации бедности. Обычно достаточно бывает просто хипповского
облика – оборванность джинсов, холщовая торба, голодный блеск в глазах – все
это должно сработать. В фольклоре трассы один из стабильных мотивов – о
водителях-деньгопросах: как водитель хотел получить от хипа деньги за проезд
(вариант – рассказы о дорожных бандитах или местных гопниках, которые собирались хипа ограбить), но, посмотрев на него
внимательно, накормил и еще дал еды с собой на дорожку. Если внешний вид не
срабатывает, то есть специальные приемы: «Вам денег надо?» – с участливой
улыбкой отвечает стопщик на требование шофера и, покопавшись во всех карманах
по очереди, собирает кучу мелочи рублей на десять. – «Возьмите, это все, что
есть…» Люди трассы советуют иметь в наружных карманах мелкие деньги на такой
случай.
Впрочем, кодекс трассы не
запрещает заплатить, если это необходимо для продолжения пути, например, в
дорожных байках говорится о том, как хиппи тратит последние деньги на то, чтобы
оплатить шоферу бензин или мелкий ремонт в пути. Это трактуется как «помощь»
доброму драйверу (водителю), а не как
плата.
Другие приемы обращены к
кондукторам и милиционерам, делающим попытки оштрафовать хиппи за безбилетный
проезд. Стратегия та же – демонстрация хипповской символики: не только драной
одежды, ксивника со смешной для них суммой, но и, например, символов
сумасшествия в облике и поведении. Популярной в 80-е гг. была телега (рассказ) о том, как группа
хиппи, столкнувшись с контролером в электричке, прикинулась умалишенными; «ну
неужели я не похож на сумасшедшего? А вот эти люди тоже? Ну, какой нормальный
человек так оденется?» - говорил самый опытный из них, указывая на «прикиды
такие немыслимые» своих спутников (ПМА: Л., 1988 г.).
Одним из вариантов
«антиматериалистической» установки, характерной для ряда молодежных субкультур,
становится разрушение вещей, совершаемое как «прямое действие» против
сложившейся системы. Так, панки-пацифисты, выступая в большинстве случаев
против насилия, допускают насилие против собственности, рассматриваемое как «прямое
действие» против угнетателей и способ политического заявления, а также и как
«способ повеселиться». «Целью прямых действий против неодушевленных предметов
является попытка изменить что-либо в этом мире», - пишет в своей «Философии
панка» Крейг О’Хара. – «Голландские панки взрывали бензоколонки “Shell” за разрушительную деятельность компании во всем мире.
Разрушали лаборатории для экспериментов над животными и собственность их
владельцев, а также исправляли содержание рекламных щитов с тем, чтобы привнести
политический смысл» (О’Хара 2003:
122–123). Среди подростков-индеанистов иногда раздавались голоса, что
«бледнолицым» (а так они называли всех туристов) «нечего делать в лесу, потому
что они не умеют себя правильно вести, что их надо выгнать (например, перевернуть
машины или повалить палатки)» (ПМ: Никитина С., 2001). Правда, реальных случаев
нападения на туристов рассказчики-индеанисты не припоминают, это были всего
лишь идеологические заявления, но показательно то, что насилие в адрес вещей
(машины, палатки) может прочитываться как символ экологической направленности
движения. Во время уличных акций с участием скинхедов насилие против
собственности может принимать и более однозначные формы: поджоги дверей,
разбивание стекол, расписывание своими лозунгами расцениваются как одна из форм
агрессии по отношению к тем, кого они считают «врагами», - например, мелким
торговцам – приезжим из южных регионов России и стран СНГ.
Внутри субкультурных сообществ
действуют нормы взаимопомощи и обменные отношения, которые становятся часто
необходимой базой совместных действий.
Важнейшей формой взаимопомощи
является предоставление друг другу вписки
– ночлега во время путешествий по трассе. Характерна тенденция к объединению
доступных ресурсов для проведения коллективных мероприятий. Например,
предоставление своей (или родительской, но временно свободной от их
присутствия) квартиры для проведения рок-концертов – квартирников (флэтовников, от
хип. флэт : англ. flat
‘квартира’) либо художественных выставок. Квартирники стали одним из ярких
проявлений жизни музыкального и художественного андеграунда в России 1970–1980-х
гг., но и в наши дни (в 2000-е гг.) становятся опять актуальны.
У скинхедов практикуются
«скин-обмены» («культурные обмены»), когда группы бритоголовых из разных
городов посещают друг друга, устраивая концерты музыки oi (так
называемого «белого рока»); при этом группы местных скинов принимают приезжих в
качестве гостей, развивая связи, установившиеся по переписке через Интернет.
Музыкальные мероприятия разных направлений на открытом воздухе – open-air ,
различаются как «коммерческие» и «некоммерческие»; последние строятся также на
основе обменных отношений. Так, весной 2004 г. Под Санкт-Петербургом проходил
фестиваль кельтской музыки «Сан-Рейн», связанный с субкультурой ролевиков и
реконструкторов; платы с присутствовавших не требовали; по словам участников,
«фестиваль организуется спонтанно группой музыкантов и их друзей, и, конечно,
здесь никто ничего не зарабатывает, люди приезжают просто посмотреть, как
растут деревья, потанцевать, пообщаться» (ПМ: Кравченя А., СПб., 2004).
Опен-эйры характерны и для субкультуры «пси-трансеров» (pse-trance – вид электронной музыки, вариант техно). В их среде
высоко ценится новизна и оригинальность музыкальных композиций, культивируется
потребность в свежих впечатлениях. Музыка здесь необходима для поддержания
особого состояния психики, а новизна и разнообразие ее – для получения все
новых оттенков ощущений. Постоянное пополнение музыкальных коллекций происходит
за счет обмена записями. Рядовые участники переписывают друг у друга музыку в MP3 формате, но более престижными считаются записи на
лазерных дисках. Ди-джеи обмениваются лазерными дисками. Каждый ди-джей
старается отыскать уникальные записи; самой престижной считается музыка,
которая не только никому не знакома, но и не была, и вообще не будет издана.
Приобретение таких записей обеспечивается сетевыми связями ди-джея среди
музыкантов: каждый ди-джей устанавливает связи с музыкантами, записывающими музыку,
большая часть которой вообще не издается, и даже не будет издаваться в качестве
альбомов или дисков. Ди-джеи могут получать ее и проигрывать на дискотеках. Для
музыкантов это важно как средство популяризации их музыки и просто проявление
дружеского отношения. Именно распространенность такого рода обменов отличает
«некоммерческую» музыку (которая как раз и ценится в рамках субкультурной
среды) от «коммерческой», к которой относятся настороженно. Коммерческая музыка
кажется менее престижной еще и потому, что ди-джеи ставят «хиты», в то время
как «настоящих» трансеров привлекает уникальность имеющихся у них записей
(пусть малоизвестных исполнителей) (ПМ: Стрижов Н., СПб., 2003).
Среди форм адаптации к условиям
ограниченности материальных средств особое место занимает аск – практика, направленная на привлечение дополнительных ресурсов
извне своей среды путем попрошайничества. Аск (от англ. to ask
‘просить, спрашивать’) практикуется не только как средство жизнеобеспечения, но
и как особая форма коммуникации. Восходящая к традициям хиппи, сейчас эта
практика характерна в целом для молодежного андеграунда: уличных музыкантов,
хиппи и всех, кто наследует их традиции, панков; спорадически она фиксируется у
алисоманов и др. Субкультурные различия касаются не столько самой практики,
сколько способов ее легитимации, приписываемых ей символических смыслов,
фольклорных репрезентаций – т.е. субкультура определяет теперь уже не столько
самое практику, сколько способы ее включения в дискурс. С практикой аска
связана особая лексика (понятная представителям разных субкультур). Собственно
выпрашивание денег обозначается как аск,
шапкование, шляпничество; сейшн. Сейшн
– в случае, если аскают уличные
музыканты: тем же словом обозначают и вообще концерт, выступление музыкантов
(ЛР).
Человека, занимающегося аском, называют, соответственно, аскер или аскадёр (Никитина 1998: 16;
Бояринцев 2004). Эти слова
используются и ситуативно (указывают на того, кто просит в данный момент), но
чаще относятся к тому, кто живет за счет попрошайничества (сидит на аске) постоянно или известен как специалист этого дела,
виртуоз. На нижегородском форуме упоминается псевдоним девушки – Аска (Нижний
Новгород). Таким образом, через занятие аском может определяться как статус,
ситуативная роль, так и идентичность (в субкультурной среде прозвище обычно
указывает на принадлежность к той или иной субкультуре, а иногда и конкретной
группировке). Аскерка – головной убор
(кепка, шапка – по сезону), футляр от музыкального инструмента, сумка, рюкзак,
любая емкость, куда кладут пожертвования уличным музыкантам. Но аскерка – также и девушка, занимающаяся
аском, которая подходит к прохожим с шапкой в руках, выпрашивая денег: «живая
шляпа» (ЛР).
Занятие это служит одним из
идентификаторов принадлежности к «своей» среде – андеграунду или конкретной
субкультуре. Отношение к практике аска – опознавательный знак, позволяющий
отличить «своих» людей, а сама попытка осуществить ее – своеобразный тест. В
1980-х аск был опознавательным знаком системы (Щепанская 1993; 2004). Как рассказывал мне тогда информант Т., в
любом незнакомом городе, увидев тусовку, к кому-нибудь «можно подойти: – Давай
создадим общество взаимного кредита! – и посмотреть, как ответит. Если: –
Чего?! – значит… не въезжает. Может поддержать игру – тогда можно продолжать
разговор». (СПб., запись 1987 г.). Здесь аск обыгрывается уже не как добывание
денег, а как типовой сценарий, знакомый своим (на базе которого можно строить
дальнейшие отношения) и шокирующий чужих (укрепляющий барьер на границах
сообщества).
Аск как практика
жизнеобеспечения вписывается в сценарии нескольких более широких практик: трассы («вольных путешествий»
автостопом), уличного музицирования, сквоттерства (заселения пустующих
помещений), благотворительности. Различие контекстов отражает лексика,
различающая стритовой (т.е. уличный,
от англ. street
‘улица‘) и трассный аск. Последний
означает выпрашивание денег (а также еды, ночлега, других ресурсов и помощи) в
дороге – на трассе, во время
путешествий.
Путешествия – характерная черта современных молодежных
субкультур, важная для поддержания инфраструктуры, обеспечивающей
распространение субкультурной информации. Хиппи едут на «Радугу», трансеры – на
open-air’ы,
алисоманы – на концерты любимой группы, футбольные фанаты – на матчи своей
команды. Ездят на рок-фестивали, выступления религиозного учителя, в «места
силы», чтобы «зарядиться энергией» или «очистить карму». В условиях
ограниченности материальных ресурсов аск выполняет функции жизнеобеспечения,
при этом вписываясь в идеологию «вольных путешествий».
«Желаю удачно бродить босиком,
аска в теплой трубе! Теплой трассы!» - характерное хипповское пожелание. Трасса
и аск помещаются в общий контекст. Трасса – восходящий к традиции хиппи комплекс
обычаев, ориентированных на путешествие с минимальными затратами. Главное здесь
свобода передвижения, независимость, в том числе и от денег (как частный случай
независимости от общества, силу и власть которого они воплощают).
Многочисленные рассказы о человеке, который «проехал всю страну» с мелочью в
кармане, характерны не только для постхипповских субкультур, но и, например,
для футбольных фанатов, неотъемлемой составляющей субкультуры которых являются выезда: петербургские фанаты
рассказывали легенды, как люди ехали в Ростов, имея при себе три тысячи (в то
время около доллара).
Трассе, путешествиям придается
духовный, мистический смысл, как способу обретения свободы; надо путешествовать
налегке, открывшись миру, веря в доброту встреченных людей. Все, что нужно,
можно получить от людей – за счет аска. В этом контексте и аск оказывается
духовной практикой обретения веры в человеческую доброту. Автостопщики говорят,
что трасса даст все, что нужно; к этому иногда добавляют и растаманское: «Джа
даст нам все».
В рамках трассы развивается ряд
технических приемов аска. Например, тележный
аск, когда попрошайничество подкрепляется историей (телегой): жалостной, смешной, неожиданной, – главное, чтобы человек
вышел за рамки привычных стереотипов. Собственно, рассказывают о своих
путешествиях, поражая воображение собеседника тем, какой дальний путь уже
пройден и какой еще предстоит пройти.
В целях аска используются и
вещи, которые берут с собой в дорогу. Например, Антон Кротов описывает
применение торпеды – пластиковой
бутылки из-под лимонада, куда насыпают килограмм крупы. С одной стороны, это
запас на черный день. С другой – можно использовать в качестве маракасов. С
этой «торпедой» стопщик заходит в станционный буфет, кафе, столовую, просит
кипятка, чтобы сварить кашу. Встает вопрос, куда налить, дают кастрюлю, затем –
где вскипятить, ставят кастрюлю на плиту, а потом повариха обычно соображает,
что быстрее и легче, чем варить эту кашу, просто накормить путешественника, да
еще выслушать его байки. После этого можно уже напрашиваться и на ночлег. С той
же целью и по той же методике используется походный котелок (просят вскипятить
воду), чайник и даже кружка: аск «способом чайника» или «кружечным способом» (Кротов 1997: 62).
Еще одна практика, в сценарий
которой вписывается аск – уличное музицирование. Можно аскать и в одиночку, но чаще это
все-таки коллективная практика. Типичная группа: 1–2 музыканта (типичные
инструменты: гитара, блок-флейта, барабаны-джамбеи, маракасы; репертуар: рок,
бард-рок, в том числе собственного сочинения; другое исполняется редко); 1–2
аскера подходят к прохожим, улыбаясь, приплясывая, иногда устраивая целое
представление; нередко у них есть группа поддержки (как моральной, так и – на
случай нападения – силовой).
В рамках этой практики обнаруживается
тенденция к профессионализации аска: совершенствуется техника, появляются
специалисты-аскеры, которых музыканты специально приглашают в свою группу,
особенно перед поездкой. Заметим, что есть музыканты, не желающие играть на
улице в родном городе, занимающиеся этим только на выезде. На одном из блогов
(серверов, где размещаются электронные дневники пользователей) есть дневник
такой аск-специалистки. Пишет, что получила письмо от малознакомых музыкантов:
«Смутно надеюсь, что ты меня помнишь! Нам тут аскер нужен. Города – Киев,
Краснодар или Питер… просто у нас проблема с аскерами и с аскерками». «Ну да,
здорово, что аскера нужны, - комментирует девушка. – А я тоже поработать хотела
бы… а музыканты знакомые либо разбежались, либо я с ними не общаюсь сейчас,
либо “уровень не тот, чтобы по переходам играть”, а мне деньги нужны и я не
прочь поаскать под позитивного музыканта» (LI 2006).
В среде уличных музыкантов
развиваются технические приемы аска, приближающие эту практику к актерскому
мастерству. Лексика фиксирует попытки классификации аска, в зависимости от его
приемов и контекста: вольный vs
музыкальный, сухой vs гитарный аск –
противопоставляются в зависимости от контекста: музыкальный или гитарный –
включенный в контекст уличного музицирования – противопоставляется простому
попрошайничеству. Музыкальный аск воспринимается уже скорее как форма обмена:
люди дают деньги в благодарность за полученное удовольствие. При этом и сам
аскер играет не последнюю роль: он также стремится произвести впечатлений,
доставить удовольствие, танцуя, показывая пантомиму, рассказывая дорожные байки
– телеги. «Аск – мелкое
попрошайничанье, перерастающее, посредством телег, в театр одного актера», -
так определяет этот вид аска старый хиппи (Бояринцев 2004). Опытный аскер не
будет приставать к прохожим – он добьется того, что тем самим захочется его
отблагодарить. О такой технике говорят: артистический
аск, а о тех, кто владеет ею - аскадёр.
«Аск – это искусство заговаривать зубы обычным людям хорошими телегами под
хорошую музыку, - пишет некто, представившийся как «олдовый хиппи» в дискуссии
на интернет-форуме. – Если все так, то человек с радостью даст вам немного
денег и пойдет дальше с хорошим настроением» (Gunka 2005).
Сквоттерство – еще один контекст, в котором значима практика
аска. Сквот – пустующее помещение (расселенный на капитальный ремонт дом,
заброшенный завод или склад), самовольно занятый группой молодежи (Голова
1999). В сквоттерстве 1990 – начала 2000-х гг. можно видеть как влияние
европейских практик захвата помещений, так и российской (преимущественно[1]
петербургской) традиции ночевать, а иногда и устраиваться на временное
коллективное жительство в расселенных для капитального ремонта домах – на капиталках. В Санкт-Петербурге за
последнее десятилетие было несколько сквотов, в основном инициированные панками
– анархистами, стрэйтэджерами (англ. straight edge –
прямой путь или четкая линия, подробнее см. ниже, в разделе о DIY-культуре). Среди них известный (особенно благодаря сайту
в Интернете) сквот «Клизма», существовавший в трехэтажном здании у Нарвской
заставы в 2003–2004 гг. Инициаторы захвата – анархо-панк группа «Панк
Возрождение» и Питерская лига анархистов, но жило там много разнообразного
народа. Как обычно на сквотах, занимались творчеством, время от времени
устраивая сейшны (концерты), выставки и перфомансы. Жили общиной, в основном,
за счет аска. Ходили группами, по очереди, играли в подземном переходе (на
сленге называется труба). На собранные
средства покупали продукты, готовили на всех в одной кастрюле: ужинали все
вместе после возвращения аскеров. Из тех же продуктов готовили завтрак. Мелочь
от аска сбрасывали в чайник, игравший роль общей копилки. В данном случае аск –
элемент общинных практик, связанных с равным (по возможности) распределением
как трудовых усилий (аскали
поочередно, кто не играл, входили в группу поддержки), так и собранных средств.
Наконец, все больше
распространяется практика аска в целях благотворительности.
Панки-стрэйтэджеры, играя на улице, собирают средства для акций «Еда вместо
бомб», действуя в рамках мировой сети «Food not bombs». Сеть
формируется из независимых групп, собирающих оставшиеся после приготовления
блюд продукты в ресторанах, либо готовящих самостоятельно еду для бездомных.
Идеология straight edge отдает
предпочтение веганской еде (исключающей продукты животного происхождения) по
идеологическим соображениям (отказ от убийства животных как проявления спешизма
– дискриминации по признаку биологического вида). В Санкт-Петербурге регулярно
устраиваются акции «Еда вместо бомб», средства для которых зарабатывают
участники, играя в панк-группах (ПМА, 2005–2006).
Итак, какую роль играет
практика аска в функционировании субкультурных сообществ? Устоявшиеся формулы
чаще всего фиксируют сбор денег:
- на дорогу: «Не хватает пяти
рублей на билет до дому» (Розин 1990: 97). Аск – стабильный источник средств на
путешествия. Так, участники группы «Ключ» из Санкт-Петербурга пишут о своем
путешествии в Индию, куда они слетали по льготной акции Аэрофлота: «Мы как раз
осенью насейшенили эти деньги в Европе (я играл на гитаре, Синица на флейте) и
решили – летим!» (Russian_rainbow 2007).
Сейчас я не рассматриваю, насколько это сообщение достоверно (достоверность не обязательна
для жанра телеги), но поместивший
этот рассказ человек из сообщества «Радуги» на страничке этого сообщества в
«Живом журнале» полагал, очевидно, что его содержание не противоречит законам
жанра и будет воспринято одобрительно;
- на посещение рок-фестивалей,
концертов – культурных мероприятий: «Так и так… билет купить не на что…» (ПМА:
2004. Парень 16-ти лет таким образом нааскал
сто рублей на билет на фестиваль «Нашествие», куда он приехал автостопом);
- на поддержку рок-групп: «Поддержи
отечественный рок», «Сделайте взнос в фонд развития русского рока» (ПМА: 2006–2007).
Судя по рассказам уличных музыкантов, аском они зарабатывают себе на
музыкальные инструменты: одна из моих корреспонденток (ответ на анкету о
дорожных традициях) за неделю на Старом Арбате заработала на новую гитару, а Д.
пишет, как они всей группой «аскали 4 дня по 5 часов, язык заплетался, знакомые
музыканты шарахались», чтобы купить джамбей (Дейдре 2006).
Таким образом, аск служит для
участников субкультурных сообществ источником средств для поддержания
культурного производства (музыкальные группы, покупка инструментов) и
потребления (посещение фестивалей, переезды), т.е., собственно, для воспроизводства
субкультуры. Во всяком случае, тексты фиксируют именно такое применение собранных
попрошайничеством средств. Только эти цели аска легитимны, этические нормы и
«правила» («законы») аска пресекают попрошайничество ради иных целей.
Существуют нормы и интерпретации аска. Например, есть правило «ограничения
аска»: просить нужно столько, сколько человеку не жаль будет отдать; и, кроме
того, нельзя просить сверх необходимого: хочешь есть – проси на еду, нужен
инструмент – собирай на него. Но деньги не должны быть самоцелью. Собственно,
смысл аска – независимость от денег (родительских денег, работы – т.е. от
связанного с ними социального контроля). Дополнительной легитимацией этой
установки служат мистические представления о том, что если все время помнить о
деньгах, беспокоиться, стараться набрать побольше – аск не пойдет, много не
нааскаешь. Настоящий аскер испытывает кайф
от самого процесса, к людям относится с любовью, развлекает их и сам испытывает
удовольствие – и аскает значительно удачнее (ЛР 2005). Аск идет у того, кто забывает про деньги.
Другие «законы аска» сдерживают
конкуренцию между аскерами: как и на трассе, если самое удачное место занято,
нужно уйти и искать другое, нет никаких «прав» на «свои» места, даже если до
этого группа уже некоторое время играла там.
Важно подчеркнуть, что аск
ориентирован на обеспечение притока в субкультурные сообщества ресурсов извне
«своей» среды: от цивилов или
«обычных людей», т.е. не принадлежащих ни к какой субкультуре. Попрошайничество
у своих пресекается известной формулой: «Да не аскай у аскера, да не обаскан
будешь» (см., напр.: Хиповские телеги 2006). Эту формулу иллюстрирует упоминавшийся
выше сюжет о том, как некто неосторожно пытается что-нибудь выпросить у хиппи
(вар.: панка, другого пипла), но в
результате сам предлагает ему материальную помощь. В этой роли выступает
представитель другой субкультуры, «гопник» и даже милиционер. Вышеупомянутый
Крыс прислал на сайт «Нового Андеграунда» следующую историю: «Я стою с
девушкой, собираемся идти гулять по городу, подваливает какой-то чел, в таких
рваных и грязных джинсах, патлатый и спрашивает, можем ли мы дать бедному панку
хоть сколько денег. У моей знакомой оказалось только 30 рублей на метро (это на
одну поездку). Он: “Слушайте, может вам дать, а то я тут себе уже нааскал”» (Хиповские
телеги 2006). В среде своих аск уступает место нормам взаимопомощи, включается
в их контекст. Средства здесь перераспределяются в пользу того, у кого их
сегодня нет – предполагается отложенная компенсация (когда у тебя не будет, а
кто-то будет при деньгах – помогут и тебе).
Люди из своей среды (той же
субкультуры или вообще андеграунда), увидев аскеров за работой, реагируют по-иному:
подходят, разговаривают, иногда начинают вместе играть. Как минимум, просто
здороваются. «Если я встречаю музыкантов в переходе, когда еду домой с работы,
- пишет молодая женщина, которая, по ее словам, тоже занималась этим в
1996–2002 гг., - застреваю надолго… тем более, даже если я их не знаю, все
равно находится куча общих знакомых из разных городов, т.к. я очень много
ходила стопом и заимела кучу друзей… во многих городах» («Пилот» 2005). Внутри
субкультурной среды аск действует не как источник материальных ресурсов, но как
форма коммуникации, в частности, возобновления связей (расспросить, рассказать
об общих знакомых). Но также может стимулировать и перераспределение ресурсов.
Например, прохожий пипл предложит вписку – ночлег, а музыканты впишут его с друзьями на свой сейшн –
концерт в клубе или квартирник (эти формы вполне уживаются с уличным
музицированием).
Итак, аск – практика
привлечения ресурсов на поддержание субкультуры извне ее. Однако любопытно
отметить, что самими аскерами эта практика описывается скорее как символический
обмен. Деньги люди отдают (как это представлено в рассказах об аске)
добровольно, как бы в обмен на нематериальный ресурс: песни и музыку, актерское
мастерство аскера, телеги (т.е.
интересные повествования) и просто прикольность
– приятное впечатление, обаяние.
Другой вариант – когда аск в
рассказах-телегах представляется как
осуществление отложенного обмена. Я имею в виду распространенный сюжет «Бывший
панк (хиппи) – водитель шикарной машины». Автостопщик останавливает на трассе
машину – а ее водитель – бывший хиппи (или панк и т.д.). Люди когда-то
хипповали, потом повзрослели, у них появились деньги, квартира, машина, и
теперь они могут дать молодым панкам или хиппи денег, вписку (т.е. пригласить к
себе переночевать в богато обставленную квартиру), посадить на трассе в свою
неизменно шикарную (в рассказах) машину. Все это делают с радостью, как бы
возвращая долг за свою хипповскую молодость, а наградой им служат
ностальгически-будоражащие рассказы молодых. «Я приехал, до Воронежа там
немножко, - рассказывает мне шестнадцатилетний парень после возвращения с
трассы. - Ну там мужик вообще попался – там «Сектор Газа», вообще, панк
какой-то (смех). Всю дорогу «Сектор Газа» слушали, пели песни. Вообще, вдвоем
орали, короче, веселились там по полной…» (ПМА: СПб, 2004).
Таким образом, аск
представляется как практика, посредством которой нормы взаимопомощи, принятые в
самой субкультуре, распространяются вовне – аскеры не просто выпрашивают, но
тем самым и подают пример «по-настоящему человеческих» отношений между людьми:
предоставляют возможность «цивилам» сделать добро и ощутить от этого
удовольствие. Аск в этом контексте предстает уже как своеобразное «миссионерство».
И для самих аскеров это тоже в
определенном смысле «духовная практика»: она позволяет ощутить «любовь к людям»
и «узнать людей с лучшей стороны», преодолеть коммуникативный барьер (трудно в
первый раз выйти просить на улицу), нести в общество свет «хипповской любви»
(если это хиппи), ценности анархизма и straight edge (если панки-срэйтэджеры), сохраняя независимость
от денег и осуществляемого при их посредстве социального контроля. Можно
заключить, что аск – не только экономическая практика. Обеспечивая
экономические основы воспроизводства субкультуры (существования музыкальных
групп, возможностей их поездок, проведения фестивалей, временного жилья и
перемещения групп поклонников), аск в то же время воспринимается и как
символическая репрезентация субкультурных ценностей.
Ориентация на компенсацию
недостатка собственных ресурсов ресурсами, получаемыми из социального
окружения, может принимать и другие формы (наряду с аском или вместо аска).
В нарративах, имеющих хождение
в различных неформальных сообществах, упоминается как способ самообеспечения
мелкое воровство, причем именно в контексте практик, идентифицирующих
субкультуру. Чаще всего, в связи с практикой трассы или выездов. Сразу следует
оговориться, что речь идет именно об упоминании воровства в нарративных
самопрезентациях, а не о фиксации реальных случаев. Мы рассматриваем такие
рассказы здесь именно как фольклорный мотив, одно из символических указаний на
культовую бедность, «безденежье» в качестве идентификатора «своей» среды.
Подобный мотив фиксировался в автобиографическом
романе С. Сакина и П. Тетерского; здесь они приводят сленг одной из московских
молодежных компаний конца 1990-х годов (слова, как говорят авторы, восходят к
сленгу футбольных фанатов): «скам-штаны –
широкие штаны с карманами-милитари по бокам. Чрезвычайно необходимы и очень
удобны для магазинных краж»; к той же практике относятся такие сленговые слова,
как пробить заточ – «достать (обычно
украсть) и немедленно съесть какую-либо еду»; тихушник – одетый в штатское полицейский или охранник в магазине; гляделка – видеокамера слежения. Слово
употребляется при обсуждении дислокации камер наблюдения в магазинах, чтобы не
привлекать внимания охраны магазина интернациональным словом «камера»» (Сакин 2000). У ролевиков и воровство
приобретает игровые формы. В рассказах участников ролевых игр среди прочих рас
(эльфов, хоббитов) фигуририруют кендеры.
«Кендер – это маленькое создание, которое все кендерит… («Сага о копье»)…
Маленькие создания, которые видят вещь, спрашивают у нее: «Хочешь стать моей?».
Когда вещь не отзывается, они считают, что молчание – знак согласия… это те,
которые все прут, короче, подряд. Все, что под руку попадается» (ПМ: Гусев А.С.
СПб., 2001–2002 гг.). В этой ситуации «скендерить» не означает «получить выгоду»
от украденной вещи; это скорее воспринимается как проявление общности вещей,
находящихся в пространстве игры. Большинство субкультур, связанных с практикой
путешествий, разделяет табу на воровство у водителей попутной машины – в этой
ситуации даже мелкое воровство полностью исключается. У наследников системы этот запрет подкреплен поверьем,
что, воруя у водителя, воруешь свою трассовую удачу (Чередникова 2003: 92).
Субкультурам безденежья не
чужды и некоторые формы производительной деятельности. Многие из них придают
большое значение самодельным вещам, которые имеют у них более высокий статус,
чем покупные. Так, особое отношение к фенькам (самодельным браслетикам из кожи,
ниток, бисера) в системе объясняли
так: «Все дарят друг другу шикарные украшения, а мы будем дарить то, что
сделали сами». Есть версия, что хипы играли в карты, а поскольку ни у кого не
было денег, то проигравший отдавал свою феньку. Самодельная вещь сохраняет
часть души своего хозяина (того, кто ее сделал), и потому такой подарок ценнее,
чем покупной (см. выше). У индеанистов принято самим шить одежду и обувь по
этнографическим образцам. Во время Пау-Вау устраивают выставки, делясь друг с
другом секретами мастерства. Этими вещами обмениваются, их дарят во время
разных церемоний. Шитье одежды, обуви, изготовление игрового оружия и доспехов
распространено у ролевиков и реконструкторов. В туристической среде шьют
снаряжение: палатки, рюкзаки и проч. В молодежном сленге (особенно хипповском и
к нему восходящем) имеется слово самострок,
для обозначения собственноручно изготовленных (сшитых) вещей; в 1970-1980-е гг.
им обозначались самодельные джинсы.
Некоторые самодельные продукты
(не только материальные, но и, например, музыкальные) продаются за деньги, особенно
в путешествии. Формой самообеспечения по пути, в чужих городах, служат
выступления в качестве уличных музыкантов. «Я раньше панковала, поехала на
«Алису» в Москву, конечно, на собаках – денег не было, десять копеек. Ехала на
Арбат денег заработать: я на гитаре играю… А в Москве осталась еще на две
недели, заработала денег на гитару и на обратный билет» (ПМ: Капран С.А. СПб.,
2004). Ситуация воспринимается как близкая практике аска, но все-таки в большей
мере позволяющая сохранить достоинство.
Другим средством
самообеспечения является продажа атрибутики: людьми из системы - бисерных и кожаных браслетов, медальонов,
кошельков-ксивников, - которые иногда специально делаются для продажи. Такие
предметы изготовители обычно отличают от тех, что изготовляют для себя или
специально для кого-то из «своих», предназначая в дар. Некоторый доход
(впрочем, минимальный) от продажи атрибутики получают индеанисты, устраивающие
«ярмарки» на Пау-Вау. Покупают вещи, в основном, новички или гости, в то время
как между старыми знакомыми преобладают обмены и взаимные дары.
Реконструкторские клубы имеют некоторый доход от продажи изготовленных их
членами ремесленных изделий: украшений, предметов литья, оружия
(реконструированного по историческим образцам). В устав таких клубов включается
право на заключение от своего имени договоров на проведение театрализованных
представлений и городских праздников, участие в киносъемках и т.п. В данном
случае наблюдается переход от неформальной структуры межличностного общения
(тусовки), где знаковые вещи выполняли только коммуникативную роль, к
организации, позволяющей актуализировать материальную сторону вещи – ее
стоимость. Следует отметить, что в подобных организациях, находящихся под
влиянием субкультуры, преобладают коммунальные формы распределения получаемого
дохода. В Уставе клуба исторической реконструкции «Северный путь» (СПб.)
сказано, что все средства полностью поступают в казну клуба; из этих средств
непосредственным участникам выступлений может быть выплачено жалованье по
решению совета клуба (Тинга) (ПМ: Лубнина П.Ю., СПб, 2004–2005;
ПМА, 2005). Основная часть заработанных средств идет на поддержание
функционирования клуба (изготовление атрибутики, плату за помещение, поездки и
т.д.). Таким образом, такое мелкое производство подчиняется целям коммуникации
– используется для поддержания коммуникативной структуры.
Описывая соотношение практик
даров и продаж субкультурной атрибутики, можно заметить следующую тенденцию:
чем дальше социальная дистанция между изготовителем и получателем вещи, тем
выше будет цена. По самой высокой цене вещи продаются чужим (и, как правило,
это менее «личностно» или символически нагруженные вещи), а между близкими
друзьями приняты дары, причем подаренная вещь воспринимается как несущая
частицу души дарителя, ее смысл – напоминать о нем и поддерживать связь. Таким
образом, через подаренную вещь усилия, вложенные в ее производство,
направляются на поддержание структуры сообщества. Если вещь, снабженная
субкультурной символикой и сама являющаяся символом, продается, то она способна
нести две функции. Во-первых, получаемые за нее средства обеспечивают
поддержание некоторых форм коммуникации в среде носителей субкультуры. Так,
вещь, проданная на трассе, обеспечивает возможность путешествовать между
городами и тем самым – распространение субкультуры по более широкой территории,
чем зона каждодневной доступности. Большинство субкультур функционирует сейчас
на базе не только межгородских, но и межгосударственных сетевых структур, в
поддержании которых практика трассы (со всеми характерными для нее способами
привлечения средств) играет не последнюю роль. Во-вторых, вместе в вещами,
проданными в качестве сувениров, или музыкальным продуктом, купленным для
отдыха и развлечения, распространяется субкультурная символика. Заинтересовавшиеся
ею (пусть немногие) обратятся за интерпретациями к носителям традиции, что
открывает путь к притоку новых членов в субкультурную среду, либо, по меньшей
мере, к установлению связей между этой средой и ее ближайшим окружением.
Завершенный вид производство и
распространение субкультурного продукта (чаще всего музыкального) принимает в
системе DIY (Do It Yourself, т.е.
«сделай сам»), которую мы опишем на примере панковской музыкальной тусовки. Эта
система включает в себя панк-группы, как производителя продукта; лэйблы (студии звукозаписи,
присваивающие продукту свои марки – от англ. label ‘марка, ярлык’); дистро – система дистируции,
распространения записей; фэнзины (от
англ. fan + magazine
‘фанатский журнал’) – самодельные журналы, через которые распространяется
информация об этих группах, их концертах и альбомах, панковских клубах, а также
об идеологии панка и акциях панк-движения. Таким образом, эта система представляет
собой самостоятельную сеть, обеспечивающую производство, распространение
продукта, а также поддержание стабильного круга потребителей (за счет
формирования стиля жизни через распространение панк-символики, идеологии,
вовлечения в совместные действия). Организованное на базе этой системы
панк-сообщество получило название сцена,
основной чертой этой системы считается стирание различий между производителем и
потребителем продукта. Действительно, одни и те же люди могут играть в группе,
посещать панк-клубы в качестве зрителей, участвовать в издании фэнзинов и
коллективных акциях. Такая организация позиционируется как альтернатива
шоу-бизнесу, диктату крупных (особенно транснациональных) корпораций, т.е. ей
придается идеологический смысл – система мелкого производства вписывается в
рамки панковской антиглобалистской идеологии. Предполагается, что с ее помощью
панк-исполнители могут избежать зависимости от крупного производителя и тем
самым – коммерциализации, которая, в соответствии с мифологией современного
панка, погубила панк-рок первой волны.
В системе DIY на производителя и распространителей продукции
накладываются определенные ограничения, а оплачиваемые в денежной форме работы
сочетаются с производимыми на волонтерской основе. Так, накладываются ограничения
на цену билета на концерты панк-групп – так, чтобы денег хватило только на
минимальную поддержку самих музыкантов, технического состояния аппаратуры – но
получение прибыли не предполагается. Цены на журналы назначаются с таким
расчетом, чтобы только оправдать типографские расходы (чаще всего печатают на
ксероксе или принтере), а часть тиража распространяется бесплатно. Во время
концертов посетители зачастую привлекаются к установке аппаратуры, а иногда их
приглашают заменить отсутствующего музыканта. Иными словами, структуры
производства и потребления продукта переплетены, а средства от реализации
продукта идут большей частью на поддержание самой среды. Разделению панк-сцены
на исполнителей и аудиторию препятствует и идеология самой панк-музыки, удерживающая
ее от профессионализации: в панк-роке ценится не отточенность звука, а
искренность исполнения и честность текстов. Это позволяет практически любому из
аудитории выйти на сцену и сыграть. Отсюда же непривлекательность большей части
панковской музыки для крупных звукозаписывающих фирм; попытки же придать
панк-композициям более профессиональное звучание, пригодное для шоу-бизнеса,
сразу делает их отличными и «чужими» для панк-аудитории. Считается, что это
способ самозащиты панк-рока от коммерциализации.
С начала 1980-х в панк-среде
активно идет пропаганда стиля жизни «straight edge» (от англ. ‘прямой путь’) с лозунгами здорового
образа жизни (отказ от алкоголя, табака, наркотиков, беспорядочного секса и
веганство) как выражения протеста против нездорового образа жизни, распространяемого
глобальной цивилизацией; поддерживается движение за права животных и против
пивных и табачных корпораций. Система DIY в этом
контексте начинает работать как система производства/распространения
вегетарианской пищи и продуктов из сои (которые предлагаются в качестве замены
мясным продуктам) (О’Хара 2003:
188–204). В середине 1990-х гг. стрэйт-эдж начинает оформляться в особую
субкультуру, нередко дистанцирующуюся от панка.
* * *
Итак, рассматриваемые нам
молодежные субкультуры поддерживают потребительские (и иногда производственные)
формы, обеспечивающие их самовоспроизводство. Уровень потребления может служить
различительным признаком, поддерживающим отграничение среды носителей
субкультуры от ее социального окружения.
Молодежная среда, выделяющаяся
в своем социальном окружении более низким уровнем доступных ресурсов,
демонстрирует символы «нищеты» и культивирует стратегии самообеспечения,
привлечения ресурсов извне и минимализации потребления. Наблюдается приоритетное
направление имеющихся средств на поддержание коммуникативной структуры, а не
комфорта (подобный приоритет символизируется как «духовность», «примат духа над
телом», «осуждение материализма» т.п.). Такая стратегия характерна как для
сообществ, находящихся на самой периферии социальной структуры (низкодоходные
группы населения), так и для тех, которые сознательно отказываются от привычных
их социальному окружению благ, культивируя «нищету» как различительный признак.
Фактически эта стратегия (как и
стратегия демонстрации высокого уровня потребления, типичного для некоторых
молодежных сообществ) ориентирована на обеспечение самовоспроизводства
субкультуры, в том числе системы коммуникаций, на базе которой она формируется
и существует.
Литература.
Аксютина 1999 - Аксютина О. Панк-вирус в России (сборник
интервью). М., 1999.
Бояринцев 2004 - Бояринцев В. Сборник рассказов о хиппи 70-х.
Приложение: Словарь сленга // Сайт В. Бояринцева. http://bazilevs.narod.ru. [2004].
Голова 1999 - Голова Т. Сквоттеры в Петербурге: практика
захвата и образ жизни // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга
(социологический и антропологический анализ). СПб., 1999. С. 128–153.
Дергачев - Дергачев (Santa).
Бестолковый словарь автостопщика // Сайт «Магистраль». mainroad.org.ua. [Б/д]
Ильин 2001 - Ильин В.И. Потребление в социальном поле //
Социология потребления. СПб., 2001. С. 30.
Кротов 1997 - Кротов А. Практика вольных путешествий. М., 1997.
С. 50–51, 59–60.
Лак - Лак П. Летопись Московской системы. Дхарма хиппи //
Сайт «Hippy.ru»: http://www.hippy.ru. [Б/д]
ЛР 2005 – Монетка на счастье, или опыт живой шляпы [автор
не указан] // Литературная Россия Online.
15.07.2005. http://www.litrossia.ru.
Никитина 1998 – Никитина Т.Г. Так говорит молодежь: словарь
сленга. По материалам 70-90-х годов. СПб., 1998.
О’Хара 2003 - О’Хара К. Философия панка: больше, чем шум. М.,
2003.
Розин 1990 - Розин М.В. Представления о родителях и семейных
конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 1990.
№4. С. 91–99.
Сакин 2000 - Сакин С., Тетерский П. Больше Бэна (русский сюрприз для Королевы-Мамы). М., 2000.
Хиповские - Хиповские телеги // Сайт «2001: новый андеграунд». http://newunder.narod.rue-ga.htm. [Б/д]
Чередникова 2003 - Чередникова М.П. Культура трассы: автостоп
в России // Современный городской фольклор. М., 2003. С. 86–102.
McRobbie 1994 - McRobbie A.
Postmodernism and Popular Culture. N.Y., 1994.
Интернет-форумы и блоги (сетевые журналы и дневники)
Интернет-1 - Ice.
18.09.2005. Форум группы «Пилот». http://pilot.cool.ru.
Интернет-2 - Нижний Новгород – Молодежная стрелка (форум). http://www.nnov.ru.
Интернет-3 - Дейдре. [Дневник]. http://www.liveinternet.ru/users/922576.
Интернет-4 - dao_bluesman. ЖЖ-сообщество Russian_rainbow. 4.04.2007. http://community.livejournal.com.
Интернет-5 - Gunka.
30.04.2005. Форум «Звук вокруг». http://www.zvukvokrug.ru
Интернет-6 - Сайт ВИК «Северный путь» [ноябрь 2005 г.]. http://www.north-way.spb.ru/.
Полевые материалы
ПМ – полевые материалы: ссылки
на полевые этнографические материалы, собранные и любезно предоставленные мне
коллегой (О. Аксютиной) или студентами СПбГУ под научным руководством и по
программам автора этой статьи (ф-т социологии СПб ГУ; Смольный институт
свободных наук и искусств при филологическом ф-те СПбГУ).
ПМА – полевые материалы автора.