Щепанская Т.Б.

Молитва у ели: к исследованию религиозных традиций вепсского населения Ленинградской области

//Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г./Отвед. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. СПб: МАЭ РАН, 2008. С.217 – 223.

 

Иллюстрации к статье

С. 317

            Эта статья написана по материалам поездок в деревни Винницкой волости Подпорожского района Ленинградской области в 2006 и 2007 гг.  Почитаемое место, расположенное  в пределах Озерского куста деревень, рассматривается с точки зрения его устроителей и хранителей, беседы с которыми, наряду с наблюдениями, легли в основу исследования. Предметом исследования стали не только традиционно-религиозные практики, концентрированные вокруг почитаемого места, но и система связанных с ним социальных ролей, которая обеспечивает трансляцию традиций народной религиозности (как один из аспектов коллективной памяти и локальной идентичности).  Основной метод – исследование случая: детальное описание его с тем, чтобы выявить не только практики, но и связи между ними, что было бы полезно для создания модели функционирования подобного рода объектов.

            Место, о котором идет речь, у местных жителей (всего Озерского куста деревень) известно как «Елка». Деревня Никулинская входит в Озерский куст деревень, в ту его часть, которая находится за озером от центральной дукинская и называется у местных жителей Заозерье. В деревне всего несколько жилых домов, а зимой остается всего две семьи: пожилая мать с сыном и пожилая супружеская пара. В конце этой деревни, почти у выезда на дорогу в сторону синницы, чуть в стороне от  единственной улицы, ближе к озеру, видна рощица – верхушки нескольких крупных деревьев возвышаются над окружающей зеленью. К ней ведет едва заметная в высокой траве тропинка. По одну сторону – деревянное небольшое строение – это бывшая часовня, в которой еще в 60-х годах была небольшая торговая точка – «ларек», где торговали мукой и самым необходимым.  Дальше, по другую сторону тропинки, видна ель, на нижней части ствола которой – окрашенный голубой краской ящик. Обогнув ствол, попадаешь в почти конической формы пространство, образованное пологом из еловых лап. Земля под елью лишена травы, это твердо утоптанный круг, если встать лицом к ели, на ее стволе видишь еще один ящик, выкрашенный в кирпично-красный цвет, с запором в виде продетой в две железные петли палочкой. Открытая дверца ящика образует подобие алтаря с несколькими иконами (деревянная и несколько литографий). С противоположной от него  стороны полянки, слева, стоит скамейка, так что можно посидеть, обратившись лицом к иконам. Под елью в земле поросший мхом камень. Рядом с елью остатки большой березы, уже мертвой и сломанной.

            Таким я увидела это место в свой первый приезд, летом 2006 г. Через год, в августе 2007 года, около ели, уже за пределами вытоптанной полянки, оказалась небольшая, в рост человека, часовенка – дощатое строеньице,

 

 

С.318

 

 куда можно войти одному человеку и помолиться (вдвоем уже тесно). Иконы перенесены в часовенку. В ящике на ели остались части деревянной отделки от иконы, свечки, монеты и обветшавшие полотенца –  остатки приношений богомольцев.

Соседка

            Моей задачей было найти тех, кто «смотрит» за почитаемым местом, обеспечивая его функционирование как локальной святыни. Обычно в таких случаях обращаются к живущим неподалеку, т.к. именно у них приходящие спрашивают дорогу, и они как будто вынуждены рассказывать (а следовательно, обладать какой-то информацией) о святыне. В деревне Никулинская оказалось иначе. В большом обшитом голубой дранкою доме, куда я постучалась, живет пожилая женщина. Она не сразу согласилась со мною говорить, когда услышала, что я расспрашиваю о ели, высказывала недовольство тем, что сюда много «ходят» (хотя деревня пустынная, потому ч о лежит в стороне от дороги, добираются сюда обычно на лодке

 

 

С.319

 

через озеро). Как оказалось, женщина эта еще в годы войны (Второй мировой) переселилась сюда из соседнего Вытегорского р-на Вологодской обл., где также живут вепсы. К вопросу о миграциях: по ее словам, привыкнуть на новом месте было легко, потому что, как и в Вытегорском р-не, здесь также говорят на вепсском языке, те же самые обычаи, - моей собеседницей, по-видимому, переезд не переживался как коренное изменение места жительства, а скорее как вполне обычное перемещение между соседними кустами деревень или локальными группами (например, по замужеству), когда, в основном,  сохраняются и прежние обычаи, и прежние связи.  

            Живя практически рядом с почитаемым местом, моя собеседница не поддержала разговор о нем, посоветовав обратиться к «Рае» и назвав имя человека, который устроил это место моления, пояснив, правда, что теперь он живет у дочери в д. Шондовичи – в противоположном конце Озерского куста деревень, километрах в семи от д. Лукинской. По сути, соседка все-таки выполнила определенную роль – выступила как проводник, направив меня к тем, кто знает больше.

Основатель

            Основателем и устроителем почитаемого места единодушно называют Григория Степановича Левшакова (1918 г.р.), и я отправилась к нему в дондовичи – деревни, от которой начинается дорога (теперь ей пользуются как пешеходной) в Мягозеро (соседний куст деревень, примерно в семи километрах по этой дороге).  До этого с 1969 года Г.С. Левшаков жил в Заозерье, куда перебрался с женою из дбеничи. В это время в здании старой часовни в Никулинской работал ларек; Г.С. Левшаков сколотил ящик (тот, который на момент моего приезда висел с внешней стороны ели и был покрашен голубой краскою), куда  перенес иконы из часовни. После этого к ели стали ходить молиться, как правило, в местный праздник (Ильин день) и по завету (обещанию).

            Вот как описывает основание часовни нынешняя хранительница почитаемого места, Раиса: «Эта часовня – вот здесь партейцы сделали ларек. Муку привозили, что необходимо… Вот… дядя Гриша сделал ящик, и  иконки все перенесли вот под эту елку… Меня тут не было. В этот ящик все было положено.». По ее словам, в старой часовне «много было хороших иконок, дак вот одингод какие-то мужики приезжали – забирали старые иконы… В Ленинграде где-то музей – дак вот они собирали» (ПМА, 2007).  Было это еще до устроения молельного места у Елки. Из старых осталось только две деревянных иконы, которые и были помещены на ель. Одна из них – икона сввеодосия Тотемского и Александра Свирского.

            В изложении Г.С. Левшакова события приобретают более легендарные черты.  «Кто-то спустил – откуда-то пришла икона. Живая, ходячая. Я эту икону на елку положил. Не знаю, как и что. Вот это чудо было… А иконы, да все, дак – у меня достаны. Там часовня была, и после войны…

А в хозяйство брали вот туда иконы разные. Ничего там не было, а часовня там забита. В войну разбили и переделали и не разрешали молиться. А потом разрешили и стали Илье… Все разорено было. Елка сейчас стоит, елка? – Стоит. – Вот я… была… как живое существо! Чудо. Как живое,

С.320

там, на елке. Елка, а это я поставил между сучьями. Там молились. Поставил… предмет-то. Икона – как человек…

Икону прямо несло. – Водой принесло? – Воздухом. Так я взял и положил там в часовню в эту. Вот. Чудо, да. Вот чудо!. Вот чудо-то есть! Вот  чудо было, чудо. Прямо чудо! Из… эта часовня на горе, а когда молиться, в Илью, спускались оттуда с иконками по берегу к озеру. Молились, купались, все… » (ПМА, 2006).

Явленная икона затем (еще во разорения) хранилась в часовне, а уже из этой часовни была перенесена на ель вместе с другими оставшимися после закрытия часовни и собирательской деятельности приезжих.

В рассказе основателя на первый план выходит легенда о чудесном явлении иконы будто бы принесенной по воздуху. Этот мотив так и не проявился в рассказе нынешней хранительницы места. Возможно, этот мотив был важен именно при основании, как фактор подтверждения  святости места – и тем самым легитимации его устроения.

В  рассказах обоих хранителей важен мотив закрытия и разорения часовни, стоявшей на этом месте, в годы Советской власти. Рассказ нынешней хранительницы более политизирован: она прямо указывает на «партейцев» (функционеров коммунистической, тогда правившей, партии) как инициаторов закрытия часовни. Она же указывает и на «ленинградцев», увезших иконы из закрытой часовни в неизвестный «музей». В ее изложении закрытие местной часовни выглядит как результат вторжения внешних по отношению к локальному сообществу сил или инстанций. Связь молений у ели с локальным самосознанием просматривается и в рассказе Левшакова, который отмечает, что если в церкви молятся по-русски, то у ели, бывает, и по-вепсски (на вепсском языке), здесь можно открыть ящик и просто поговорить со святыми.

 Основатель более сдержан, но и он упоминает запрет молиться, подчеркивая, что люли стали молиться Илье, когда им разрешили. И в разговоре со мною он несколько раз повторял, что ничего плохого не делал, делал только хорошее.  Говорил, что, видимо, за это Бог дает ему здоровье и долгую жизнь (подчеркивая милость Божию, Григорий Степанович все время преувеличивал свой возраст, говоря, что живет уже «сто» лет или «девяносто», - на момент разговора ему было около 88 лет):  «Не эти часовни, похождение это – и меня бы давно не было. Я никого не обманывал никогда, только помогал».

Хранители

            В роли хранителя длительное время выступал Григорий Степанович. Переехал он с семьей в Заозерье в 1969 г., а уехал жить к дочери в Шондовичи -  несколько лет назад, когда почувствовал сильное ухудшение. Перед отъездом передал свои полномочия и обязанности своей соседке Раисе, которая переехала в Заозерье из Барского Сарозера в один год с Левшаковыми (в 1969), выйдя сюда замуж.

            «Я сюда приехала – ни к чему этому (т.е. к заботам о месте молитв. – Т.Щ.) не качалась, - говорит Раиса. – Вначале бабушка руководила,

 

 

С.321

 

потом она умерла –дядя Гриша стал (т.е., соорудив ящик для икон на  ели, он не сразу стал исполнять функции хранителя – эта роль принадлежала его жене. -  Т.Щ.)». Когда Раиса вышла на пенсию, Г.С. Левшаков переехал к детям, перед этим попросив ее заботиться об иконах: «Уезжал – принес мне это все: свечки, деньги (скопившиеся у икон приношения богомольцев, предназначенные для обустройства святого места. – Т.Щ.) принес, все. Говорит: теперь ты уже руководи, ты считаешься уже местная. Тридцать семь лет уже жили. Там праздновали – денег-то много, народу было…» (ПМА, 2007).

            В функции хранителя святого места входит:

- хранение приношений (в основном, денег) и распоряжение ими – как правило, они тратятся на подновление и обустройство места молитвы, покупку икон, свечек и прочей богослужебной атрибутики;

- поддержание в порядке святого места;

- передача информации о святом месте приходящим, помощь им (например, проводить, рассказать легенды о чудотворной силе местных икон, о случаях исцеления).

            В начале своей хранительской деятельности Раиса внесла вклад в обустройство места: попросила работавшего на «охотбазе» инвалида сделать новый ящик для икон. В старый (который теперь висит на внешней стороне ствола, со стороны улицы) сложила обветшавшие полотенца.

Перед Ильиным днем, когда ожидается стечение народа, Раиса выкашивает на подходах к ели траву,  очищает полянку под елкой, переживая это как род молитвенного служения, поклонения Илье Пророку:  «Вот у меня на Илью накошено -  уже я взялася, Илье Пророку поклон сделала, что я все улажу, как положено».

Осенью 2006 г. Раиса вместе с мужем построили маленькую часовенку, куда и перенесли иконы. Красный ящик, где они были прежде, остался на своем месте, но теперь там хранятся остатки деревянной отделки от пришедшей в негодность иконы, свечки, лежат монетки – видимо, кто-то продолжает оставлять заветные приношения здесь, а не в часовне. Часовенку строили по завету: «А в прошлом году осенью – мы с мужем… как завет был положен: у меня нога в коленке не сгибалась, я говорю: «Если Илья Пророк мне поможет, нога будет сгибаться хоть немножко, - и мы сделаем ему домик». Я пошла, выписала доски (правда, недоброкачественные) и мы с мужем за неделю сделали. Осенью уже, в прошлом году, ветер…» Выбрала место чуть в стороне от ели, объясняя это опасением, чтобы поваленные ветром деревья не повредили часовню.  «Я  почему не близко елки сделала? Дак сколько деревьев валило в этом году. Я думала, мою часовню, наверное, деревьями сломало. А ни одно дерево не повалило».

Подвизаясь в роли хранительницы почитаемого места, Раиса стала проявлять интерес к его истории – и постепенно становится также и хранительницей его легенд и связанных с ним обычаев, которые она бережно собирает.

 

С.322

От старожилов (сама она вышла сюда замуж) слышала, что комплекс сакрального места включает не только ель: «Бабушки еще говорили, что под елкой этой камень. Береза тут была – теперь тоже сломалась. Все у них с этой часовни, все перенесено – дак считается святя. Ну, камень – не знаю, особый – не особый. Бабушки – «мы, - говорят, - не привозили, ничего не делали, он вместе с елкой, вместе с березой был. Береза была хороша – видишь, уже сгнила».

Надо ли в этом видеть указание на то, что прежде ели молились у березы? Замечу, что в округе почитанием пользуются хвойные деревья: в дузнецы (куст деревень Ладва) есть священная ель или сосна, где также, по словам выходцев оттуда,  висят (или висели) иконы.

Прислушивается Раиса и к советам старых жителей по поводу того, как следует ухаживать за святыней, поскольку практики эти высоко ритуализованы и  требуют соблюдения многочисленных правил и табу. Так, Раиса рассказывает, как перед тем, как перенести принесенные богомольцами полотенца и скатерти с ели в часовенку, она постирала все и хотела выгладить. «Но  одна бабушка тут говорит: ни в коем случае нельзя гладить. Надо гладить – только своими средствами, а не утюгом». Приносимые вещи должны быть совсем новыми – иногда приносят прямо с бирками или бирки отрывают. Либо приносят сделанное своими руками, «домашнее» (в часовенке лежали льняные полотенца и скатерть из домотканины, украшенные плетенными и вязаными крючком кружевами).

Молитвенница

            Кроме ролей основателя (она приписывается тому, кто сделал материальную атрибутику святого места – устроил часовенку, сколотил крест или ящик для хранения икон, как здесь) и хранителя, упоминается еще роль того, кто ведет службы – читает молитвы. В некоторых случаях этот же человек выполняет и функции старца, исповедника, советчика – приходящие сюда помолиться рассказывают этому человеку о своих горестях и болях, чтобы получить духовное наставление. Обычно такой человек живет возле святого места, нередко это нищий, одинокий человек, которому специально устраивают здесь жилье (келью, землянку, пещерку и т.д.).  В описываемом случае вспоминают о некоей женщине, которая жила при часовенке. Григорий Степанович, когда я спросила, кто читал молитвы у ели, пояснил: «Тут сперва, так были специалисты, один был. А одна тетка была, бабушка – ее кормили в этой часовне, (что) на елке. Там оставляли. Она читала молитвы. А я молитвы мало знаю: «Отче наш», да «Богородице…»

Дачники

            В д. Никулинской всего несколько домов, довольно далеко отстоящих друг от друга. Зимой, как сообщила Раиса, здесь остается только две семьи постоянных жителей. Остальные – «дачники»: так здесь, как и во многих других местностях сельской России, называют людей, постоянно проживающих в городе, купивших дом в деревне и приезжающихъ сюда, как правило, только на лето, иногда еще на выходные. Правда, некоторые из «дачников», выйдя на пенсию, остаются жить в сельском доме постоянно. В Заозерье, в доме

 

С.323

как раз рядом с домом Раисы, я встретила «дачников» - жителей Санкт-Петербурга, которые уже более десяти лет назад купили дом в этой деревне. Со мной говорили мужчина и женщина (вероятно, хозяева дома) и их гость, также петербуржец. Мужчина, хозяин дома, проявляет интерес к местной святыне. Он передает легенду, которую, как говорит, почерпнул из книжки: будто часовенка в дикулинское была поставлена на месте, куда упало колесо от колесницы св.Илии Пророка. «Это мог быть только метеорит», - комментирует он. Однако, местные жители ничего не знают об этой легенде, которая для них сегодня незначима. «Дачник» же именно с нее и начал рассказ о часовне и елке. Возможно, легенда относится к лежащему у подножия ели камню, о котором говорили Раисе местные старушки. Обращает на себя внимание обстоятельство, что приезжий городской житель перекодирует местный локальный символ, вписывая его уже в городской дискурс (где сакральное связывается с космическими явлениями – метеориты, космос и т.п.).

            Мужчина подчеркивает свою готовность позаботиться о святом месте – но его предложения связаны с выходом за рамки локального мира этой деревни: он говорит, что предлагал местным жителям написать письмо с ходатайством об открытии часовни, помощи в обустройстве – и даже вызывался отвезти его в соответствующие властные инстанции (районные или областные), но жители его не поддержали. Затем предлагал им отдать иконы на реставрацию – у него есть знакомая женщина – профессиональный художник-реставратор, готовая приехать в деревню сама, так что не надо даже увозить никуда икону; но также не встретил энтузиазма.  Можно предположить, что его предложения не вписываются в традиционную модель отношения местных жителей к святыне именно потому, что выходят за рамки локальности, а вокруг местной святыни концентрируются именно локальные практики и самосознание, с которыми эта святыня неразрывна.

 

            Подводя итог, можно охарактеризовать комплекс локальной святыни как точку притяжения социальных практик, ролей и дискурсивных схем, вместе составляющих структуру локальной памяти и основу для поддержания местной идентичности. Интересно отметить, что все люди, выполняющие ключевые функции в этой структуре, оказываются не вполне местными:  не является ли обустройство и забота о местной системе памяти одной из форм адаптации пришлых в местное сообщество? Забота о святыне предполагает и повышенное внимание к местным традициям и обычаям, а обязанность их соблюдать приобретает сакральное подкрепление.  И в  то же время, человек при святыне остается посредником между местным сообществам и теми, кто приходит поклониться святому месту (поскольку заветы, как одно из оснований для поклонения, предполагают хождение – т.е. поиск святыни в некотором отдалении от места постоянного жительства).

 

Иллюстрации к статье

На главную страницу сайта

 

           

           

 

Сайт управляется системой uCoz