Т.Б. Щепанская
Гадания: гендерный проект //Мифология и повседневность: Гендерный
проект в антропологических дисциплинах. Мат-лы науч.конф. 19 – 21 февраля 2001 г. СПб., 2001. С.179 – 187.
На материале гаданий из девичьих школьных альбомов ("Песенников", "Анкет") мы реконструируем гендерные программы, значимые в подростковом и юношеском возрасте. Гадания, широко бытующие в девичьей среде, рассматриваются здесь как одно из средств гендерной социализации, культурного конструирования программ и оценок мужского и женского поведения, преимущественно в период предбрачных ухаживаний.
* * *
Фиксируя гендерные стереотипы в СМИ, беллетристике, политике и обыденном поведении, исследователь неизбежно сталкивается с проблемой их возникновения и культурной трансляции, а следовательно - гендерной социализации. Стереотипы "мужского" и "женского", их отдельные элементы обнаруживаются с самого раннего возраста, если еще не до рождения ребенка, вначале в родительских установках, а затем и в детских играх. Но наиболее заметно их формирование в подростковом и юношеском возрасте, когда начинается актуализация предбрачных поведенческих программ. Раньше и очевиднее всего - в девичьей среде, где до сих пор устойчиво воспроизводится обширный пласт любовной культуры, исследование которой облегчает ее высокая вербализация, а зачастую и письменная фиксация в тетрадках-альбомах ("Анкетах" и "Песенниках").
Объектом нашего внимания стал один из жанров альбомной культуры - гадательные тексты, гадалки, из тетрадок жительниц Санкт-Петербурга. Период их молодости, а вместе с тем и тетрадки датируются 1980 - 1993 гг. Несмотря на временной разрыв, гадалки весьма схожи на уровне ритуала, текста и составляющих его формул. Наше внимание они привлекли тем, что содержат прямые формулировки вариантов возможного поведения как самой девушки, так и молодых людей. На основании их можно реконструировать репертуар гендерных программ, что и будет нашей задачей.
Мы отобрали для анализа 7 гадательных текстов: 2 по дате начала месячных очищений, 2 - чихалки[i], 2 "по палочкам" или "ритмические" гадалки (рисуют в произвольном темпе палочки, пока гадающая девушка не скажет "Стоп!") и один опросник. В большинстве случаев кодируется тело: знаками, к которым привязаны гендерные программы (предсказания) служат телесные выделения или движения[ii].
Из всей совокупности образцов поведения (624), содержащихся в семи этих текстах[iii], мы отобрали те, которые смогли идентифицировать как мужские и женские, т.е. приписываемые самой девушке или интересующему ее парню. Сопоставляя мужской и женский варианты, мы должны будем выявить зоны их наложения и асимметрии. При этом будем учитывать два обстоятельства. Первое: речь идет о программах, которые транслируются в рамках девичьей культуры, т.е. когда речь идет о поведении девушки - это именно программы, рецепты возможного поведения, а когда речь идет о парне - это скорее ожидания девушек, которые могут воздействовать на его поведение, но только опосредованно. Второе: гадания конструируют поведение, главным образом, на этапе предбрачных ухаживаний, когда мужские и женские программы наиболее поляризованны. Отсюда следует ожидать заметной их асимметрии. Тут же заметим, что наша цель здесь - представить репертуар гендерных программ, содержащихся в гадательных текстах, а не их точную статистику, для которой был бы необходим более широкий массив текстов[iv]. Число упоминаний тех или иных моделей поведения в нашем ограниченном массиве мы указываем только для того, чтобы читатель все-таки мог приблизительно оценить степень систематичности или случайности их фиксации в текстах такого рода.
Культурные образцы гендерного поведения содержатся и в других жанрах девичьей альбомной культуры, в частности, в любовных рукописных рассказах[v], которые, однако, обнаруживаются в современных тетрадках и прочитываются значительно реже, чем гадания. Гадания вовлекают в сферу своего влияния гораздо более широкий круг девушек, к ним прибегают даже те, кто не переписывает любовные рассказы, воспринимая их как кич или высмеивая. Если любовный рукописный рассказ в настоящее время, особенно в Санкт-Петербурге, трудно зафиксировать, то найти девушку, в юности не отдавшую дань гаданиям, еще труднее. Нам гадания интересны в особенности своей практической ролью, как инструмент программирования и самопрограммирования поведения в конкретных и значимых, но недостаточно освоенных ситуациях добрачных ухаживаний. Гадания - это форма, посредством которой гендерный проект не просто транслируется культурой, но и непосредственно актуализируется.
Перейдем непосредственно к анализу гендерных программ, имеющихся в гадательных текстах. Основное внимание уделяется проектированию личных качеств, поведения и отношений партнеров, причем мужские и женские проекты не совпадают. Наша задача - их сопоставление.
Личные
качества
В гадательных текстах фиксируются особенности внешности девушек и юношей. У девушек как наиболее значимые отмечены: красота (3), улыбка (2), глаза (4) и волосы (1). У юношей - внешняя привлекательность ("симпатичный" - 2), рост (3), глаза (4), но на первом месте по частоте с большим отрывом почему-то волосы (8). Отмечается также возраст ("он тебя старше"), совершенно игнорируемый девушки.
Нравственные требования значительно более разработаны для девушек. Упоминаются следующие: хорошая (2), внимательная (2), гордая, серьезная и осторожная, однако, тут же дается совет: "Ничего не бойся". Как отрицательные качества оцениваются: уверенность в себе, манера "воображать" (т.е., вероятно, излишняя гордыня, препятствующая общению), навязчивость, глупость и опасность "быть смешной".
У парней единственное упомянутое качество - "веселый", без одобрения или порицания. Трижды зафиксирована отрицательная оценка без объяснений: плохой, недостойный тебя (2), фактически обозначающая просто нежелательность для девушки общения с ним.
Заметим, что фиксируются, прежде всего, коммуникативные качества, затрудняющие общение (гордость и гордыня, глупость, страхи, осторожность, отрицательная оценка партнера) или, напротив, поощряющие и привлекающие партнера (привлекательность, веселье, внимание к партнеру, отсутствие страха, но иногда и навязчивость), т.е. культура акцентирует, прежде всего, потенциал общения. Среди внешних качеств для обоих важны глаза, улыбка (вар.: веселье), привлекательность, причем у девушки более выраженная, чем у парня - т.е. показатели наличия коммуникативного контакта.
Модели
поведения
Среди моделей поведения также в первую очередь фиксируются коммуникативные. Подробно разработано поведение обоих партнеров при встрече. Гадания обещают девушке встречу (с любимым, другом, парнем, подругой, тем, кого она хочет встретить), которая может оказаться приятной, неожиданной, любовной.
Парень и девушка в равной мере "ждут" встречи и "нуждаются" в ней, но парень, кроме того, думает о встрече, хочет, желает ее (4), назначает (4) или избегает (2), а может и отказать девушке в свидании. Последнее должно, вероятно, предостеречь ее от излишней инициативности в этом вопросе. Возможность активных действий (всего 7 предсказаний и ни одного у девушки) принадлежит парню. На этапе, предшествующем личной встрече, парню приписывается поведение, направленное на активный поиск информации о девушке (10 предсказаний): он проявляет к ней интерес, старается узнать о ней, ищет ее повсюду и следит за ней и даже "испытывает" и "проверяет" девушку. Подобное поведение совсем не отмечено среди девичьих программ.
Наибольшее количество предсказаний касается поведения непосредственно при встрече. Девушка с парнем "гуляет" (3), а парень "ходит" с нею (2), проявляя при этом инициативу: приглашает ее гулять, заходит за ней и провожает. Для обоих молодых людей оказывается значимым позднее возвращение домой. Для девушки существует еще ряд ограничений: ей не советуют "ходить далеко" и "ходить с подругами". Среди мест их совместных прогулок отмечены: кино (9), куда и парень, и девушка могут пригласить друг друга, а также театр, музей и просто "около метро".
Собственно коммуникация при встрече описывается следующим образом. Партнеры просто "видят" друг друга, парень "рад тебя видеть" и "смотрит в глаза", а девушка "хочет" его видеть, т.е. в визуальном общении инициатива скорее на стороне парня. Общение может быть предметно опосредованно: девушка получает подарок (2), иногда полезный, или только цветы (2), а парень ей дарит, соответственно, "букет цветов".
Следующий этап общения - танцы. Парень может пригласить девушку на танец (2), а она с ним танцует или только хочет танцевать. И парень, и девушка в равной степени "ждут" поцелуя, но проявит активность - "поцелует" - только парень (6 упоминаний).
Вообще парню предписывается значительно большая коммуникативная инициатива: он хочет познакомиться, заигрывает с девушкой, пристает к ней, хочет остаться наедине и "быть" с нею. Девушке гадалка рекомендует идти ему навстречу: "Если кто-то хочет познакомиться, то не отказывай", - пассивно принимать ухаживания, либо демонстрировать противодействие: во время свидания она иногда "не может начать разговор", зато может дать парню пощечину. Ей не рекомендуется "выдавать себя" (свое отношение к парню), а также много говорить и сплетничать. Характерно предписание: "Не заигрывай с тем, кто тебе не нравится", что предполагает, очевидно, некоторую возможность коммуникативной инициативы по отношению к тому, "кто нравится". Предполагается, что парень, со своей стороны, "хочет разговора о любви" и "ждет признания" от девушки, что также позволяло ей, во всяком случае, на вербальном уровне, проявить активность. Ей оставляют выбор: либо, как уже говорилось, она "не может начать разговор" и "не выдает себя, как раньше", либо решает больше "не мучить его". Третьим лицам обе стороны в равной степени говорят друг о друге "хорошее". Парень может проявить свои чувства не столько в устной, сколько в письменной форме (не считая уже упомянутых предметной и телесной коммуникаций): он пишет письма, записки, либо только хочет их написать (5), а девушке гадание обещает, соответственно, что ей "придет письмо" и они будут переписываться (3) с объектом ее интереса.
Надо сказать, что в целом обе стороны ведут себя осторожно и несколько дистанцируются от содержания общения. Они готовы в любой момент обратить все в смех: не случайно подчеркивается, что парень "веселый", "рассмешит" девушку, а она, соответственно, "будет смеяться", хотя ее предостерегают: "Будь серьезней" и предупреждают, чтобы она не "выглядела смешной", то есть ей предписывается несколько большая включенность в ситуацию любовного общения, чем парню, но она должна быть готова и рассмеяться, среагировав на несерьезность партнера.
Обе стороны во многих случаях не спешат действовать, а ждут, выжидают, надеются. Девушки надеются (4) и ждут (9): свидания, радости и неприятностей, поцелуя; молодые люди - встречи, признания в любви, письма или поцелуя (всего 11 упоминаний). Тем не менее, парня гадалка предостерегает от пассивного ожидания: "Парень ждет, но не дождется".
Отношения и чувства
Более всего предсказаний касаются чувств и отношений: коммуникативных установок. Подробно разработаны разные степени и формы симпатии/антипатии: ненависть, антипатия ("не нравится"), равнодушие, интерес, уважение, симпатия ("нравится"), желание, тоска, любовь, безумная любовь и невозможность жить без своего возлюбленного.
Ненависть возможна с обеих сторон в равной степени, как и безразличие. Обоим приписывается "равнодушие", но парень может еще "не замечать" девушку, "не обращать на нее внимания", что предполагает уже возможность преодоления такого положения за счет манипуляций (соответственно, привлечения его внимания), разные способы которых подробно описаны в рукописных любовных рассказах.
Большое значение имеет визуальная оценка партнерами друг друга. Оба они могут нравиться или не нравиться друг другу, в том числе с первого взгляда. Но симпатии девушки к парню никак не объясняются, в то время как парню нравится ее характер, внешность и конкретно улыбка, волосы, глаза. Иными словами, гадания уделяют гораздо большее внимание внешности девушки, как средству манипулирования отношением к ней партнера. Внешность становится иногда и отталкивающим фактором: парню могут не понравиться глаза девушки, а ей - его волосы.
Далее следует фиксация внимания на объекте симпатии. Парень и девушка вспоминают и думают друг о друге, но парень "думает" значительно чаще (13), чем девушка (3), причем конкретизируются условия этого занятия (по ночам, сейчас) и содержание его мыслей. Он думает, что девушка хорошая, красивая или глупая, навязчивая, а также, что "он у нее не один". В несколько большей степени, чем девушке, ему приписывается эмоциональная окрашенность размышлений: он скучает (3), тоскует (2) и грустит (2) о девушке, которой способность скучать (1) и грустить (1) приписывается заметно реже, что также, вероятно, следует истолковать как побуждение девушек к манипуляции чувствами партнера.
Та же асимметрия заметна и при описании любовных чувств. Парню любовь приписывается в 33 случаях, девушке в 6, причем она просто "любит", а парень может любить сильно, безумно, давно, подчеркивается, что он "любит одну тебя" и строит практические планы: "хочет дружить". В то же время чувство его бывает амбивалентно: иногда он любит без уважения, "любит, но боится" и вообще "это не надолго".
Принимаются во внимание и случаи, когда парень не любит (8) гадающую на него девушку, презирает ее (2), не нуждается в ней, даже посылает к черту и ему не нужна ее любовь. Девушка ничего такого себе не позволяет, вероятно, предполагается, что она не будет гадать на того, кого не любит.
Обоим партнерам приписывается желание, но у девушки оно всегда безадресно: ее желание может исполниться или нет, быть необъяснимым и неожиданным, но нет указаний, что оно направлено на конкретный объект и вообще на содержание желания. Желание парня, напротив, направлено во всех упоминаниях на конкретную (гадающую) девушку: "Ты желанна".
Брачные перспективы
Все эти встречи, гуляния и ощущения могут иметь несколько возможных завершений: взаимное счастье; брак; измена и разлука.
Главный проект - разумеется, брак. Как парень, так и девушка могут сделать друг другу предложение, парень заводит разговор о свадьбе, а девушка имеет возможность ему отказать. Свадьбе могут помешать и родители влюбленных. Предусматривается вероятность того, что брачная программа реализуется не до конца: девушка будет только "невестой, но не женой". Если все-таки женой, то они будут жить на юге или в Сибири, у них будут близнецы и они будут счастливы, либо впоследствии разведутся.
Не менее разработан и другой возможный исход гуляний - разлука, связанная с переездом парня (3), противодействием родителей (2) или неназванными факторами, судьбой (6). Парень может быть активным инициатором разлуки и ссоры, при этом он обманывает (2), сердится, "говорит, что ты вредная", посылает к черту и, наконец, бросает.
Причиной прекращения отношений может быть измена девушки (11) или парня (22), а также их ревность друг к другу (соответственно, 3 и 7 упоминаний). У них обоих может появиться любовник (-ца), они могут полюбить другую (-ого), в том числе подругу или друга своего нынешнего партнера. Предусматривается возможность, что парень, на которого гадает наша героиня, уже дружит с другой девушкой, испытывает к ней симпатию, хочет изменить с нею нашей героине. Третий (третья) проявляет активность: может любить и, в конце концов, отбить возлюбленного (-ую) у его (ее) прежнего партнера. Здесь отношения в целом симметричны. Обе стороны имеют право на смену партнера.
Предусматривается и возможность активной борьбы: девушка отбивает парня у своей соперницы, вызывая ее зависть и ревность; в свою очередь, парень из-за нее бросает свою прежнюю подругу, ругается с нею, изменяет ей. После измены еще возможен "возврат и прощение".
Если оценивать гендерные программы в целом, можно заметить симметричные и асимметричные их области. Наибольшая асимметрия наблюдается в сценарии ухаживаний - поведении на этапе встреч. Парню приписывается (и отчасти предписывается) инициатива и основная активность на вербальном и невербальном уровне контактов (взгляды, подарки, записки), девушке - возможность принять или пресечь эти проявления. Вообще для девушки более разработана система ограничений (это касается как форм общения, так и личных качеств, также имеющих отношение к общению), а также требований к ее физическому облику. Для парня - способы действия, причем он чаще играет инициирующую, а девушка - ограничивающую роль.
Мужчинам приписывается гораздо большая, чем девушкам, пространственная активность: именно парень уезжает или переходит в другую школу; он определяет в большинстве случаев место встречи (приглашает в кино, музей или ждет у метро), в то время, как девушка позволяет себе пригласить его только в кино. Зато девушка проявляет активность в том, что касается воздействия на чувства молодого человека и всю систему межличностных отношений - именно через манипуляцию чувствами. Этим можно объяснить заметно большее внимание гадательного текста (т.е., собственно, гадающей девушки) к чувствам и отношению к ней молодого человека (всего 119 упоминаний), а не ее собственным (33). Само обращение к гаданию уже есть попытка активного, но скрытного, манипулятивного, воздействия на партнера и его отношение к гадающей.
Весь транслируемый посредством этих текстов гендерный проект можно оценить как вполне традиционный, патриархатный (преимущественно мужская инициатива на уровне действий, пространственного, предметного и вербального поведения, а женская - в области чувств и скрытных эмоциональных влияний). Тем не менее, заметны и области, где допускается равенство инициативы и относительная ролевая симметрия: как смена партнера в добрачный период, так и брачное предложение могут быть инициированы обоими партнерами.
Сделаем еще одно немаловажное замечание. В рамках и посредством гадательных текстов, бытующих в девичьей среде, конструируются именно девичьи гендерные стереотипы и ожидания. Модели поведения, приписываемые парню, - это не реальные мужские программы, а девичьи ожидания. Девушки рисуют для себя (а точнее, культура посредством тех же гаданий рисует им) определенный образ, прогноз поведения молодого человека. На самом деле эти ожидания формируют поведение самой девушки - по принципу дополнительности. Формирование же собственно мужских гендерных программ происходит посредством совсем иных вербальных и невербальных форм, в рамках собственно мужских молодежных сообществ. Заметную роль играют в этом армейская служба и представления о ней, а также разные течения молодежной субкультуры, от гипермаскулинных (качки, быки, бритоголовые и т.п.) до нарочито феминных, камуфлирующих пол (хиппи) или демонстрирующих альтернативную сексуальную ориентацию (гей-культура). Примечательно, что, по замечанию английской исследовательницы Хилари Пилкингтон и нашим наблюдениям, молодежная субкультура в разных своих проявлениях формирует и нормирует, главным образом, мужское поведение и проявления маскулинности, оставляя женщинам значительно больше свободы[vi]. Это позволяет рассматривать их как формы, преимущественно, мужской социализации. Можно заметить множественность и значительное расхождение мужских гендерных программ в разных социализирующих средах (армия формирует иной тип мужчины, нежели участие в движении индеанистов или анархической тусовке). Любопытно было бы сопоставить реально транслируемые мужские гендерные программы с представлением о них в девичьей культуре.
Мы очертили круг гендерных программ, транслируемых посредством гадательных текстов. Следует сказать еще несколько слов о способах их трансляции и актуализации. Гадание не просто предписывает что-либо предпринять - оно "прочитывает" знаки судьбы. В рассматриваемых нами здесь случаях знаками служат телесные проявления (выделения или движения) самой девушки. Само тело девушки становится источником знаний о будущем, а если смотреть извне, то знаком, сигналом к инициализации вышеописанного набора гендерных программ. Гендерные программы "привязываются" культурой к функционированию девичьего тела, само обладание которым как будто "вынуждает" или обусловливает необходимость следовать предоставляемым в гаданиях культурным образцам.
Resumee
На материале гаданий из девичьих альбомов реконструируются мужские и женские гендерные программы. Рассматриваются гадательные тексты, бытующие среди девушек подросткового и юношеского возраста. Они состоят из предсказаний, представляющих собой описание возможных моделей поведения самой девушки и молодого человека, преимущественно в период предбрачных ухаживаний. Мы вычленяем и сопоставляем между собой мужской и женский репертуары возможностей или гендерные проекты, включающие собственно действия, отношения и личные (нравственные, физические) качества, приписываемые юноше и девушке. В результате обнаруживаются области симметрии и асимметрии. Наибольшая асимметрия наблюдается в сценарии ухаживаний - поведении на этапе встреч. Парню приписывается (предписывается) инициатива и основная активность на вербальном и невербальном уровне контактов (взгляды, подарки, записки), девушке - возможность принять или пресечь эти проявления. Для девушки более разработана система ограничений и требований как к стилю общения, так и к ее нравственным и физическим качествам. Для парня подробнее разработаны способы действия, причем в гендерных взаимоотношениях парень чаще играет инициирующую, а девушка - ограничивающую роль. Мужчинам предписывается большая подвижность (именно "он" может уехать или перейти в другую школу, приглашает девушку в кино, театр, музей и т.д., выбирая место их встреч). Зато девушка проявляет активность в том, что касается воздействия на чувства молодого человека и всю систему межличностных отношений - именно через манипуляцию чувствами.
On a
material of guessing (divinations) from
the schoolgirls' albums are reconstructed male
and female variants of the gender
behavior. Are considered (examined) the divination texts, popular among the girl of teenage and
youthful age. They consist from the possible
models, representing the description
of behavior of the girl and young
man, mainly in the period of
pre-marriage caring. We isolate and
compare man's and female
repertoires of opportunities or the
gender projects including actually actions, attitudes(relation) and personal
(moral, physical) qualities attributed to the young man and the girl. As a
result the areas of symmetry and
asymmetry are found out. The greatest asymmetry is observed in the scripts of
caring - behavior at a stage of meetings.
The initiative and basic activity at a verbal and not verbal level of
contacts (sights, gifts, slip) is attributes to men, and girls have an opportunity to accept or to stop these displays. For the
girl the system of restrictions and requirements both to style of dialogue, and
to her moral and physical qualities is more developed. For men the ways of
action are more in detail developed, and in mutual relation they more often plays initiating, and girl -
a limiting role. The large mobility is
offered to the men, who can leave in
other city or school, invites the girl in cinema, theatre, museum etc.,
choosing a place of their meetings. But the girl shows activity in that, as to
influence on feelings of the young man and all system of the interpersonal
attitudes (relations) - through manipulation with feelings. Nevertheless, the
areas are appreciable also, where the equality of the initiative and relative
role symmetry is supposed: change of the partner in pre-marital period, conjugal offer can be
initiated by both partners.
[i] См.: Богданов К.А. Чиханье: явление, суеверие, этикет //Антропология религиозности.СПб., 1998. С.217 - 288.
[ii] О гаданиях как одном из способов семиотизации девичьего тела см., напр.: С.Б. Борисов. Культурантропология девичества. Шадринск, 2000. С. 50 - 54.
[iii] Мы рассматриваем совокупность моделей поведения, содержащихся во всех семи гадалках, как единое целое, что соответствует реальным условиям бытования подобных текстов: девушки на протяжении своей юности обращаются обычно не к одной, а к нескольким "гадалкам", переписанным ими в свой альбом или имеющимся у подруг. Гадают, как правило, систематически (иногда ежедневно), что и позволяет рассматривать этот ритуал как важный способ усвоения культурных образцов гендерного поведения. 7 мы приняли как усредненное число членов ближайшего окружения, малой группы, которую постоянно можно держать в сфере внимания (обычно оцениваемое в 7 - 9 человек).
[iv] Мы видим вполне определенные перспективы подобных исследований. Анализ гендерных программ было бы полезно распространить на более широкий массив гадательных текстов, что несколько снизило бы приблизительность наших оценок, но едва ли изменило бы в целом репертуар программ (поскольку тексты такого рода в целом однотипны). Любопытно было бы сопоставить между собой разновременные массивы, а также тексты различного географического происхождения. Мы же ограничились теми, что бытуют в настоящее время (поскольку даже упомянутые у нас гадания из альбомов 1980-х гг. вновь нашли свое непосредственно практическое применение и были переписаны в наши дни) среди девушек-школьниц Санкт-Петербурга, и в том количестве, в каком они в среднем доступны одной девушке за время ее взросления. Фактически, мы представляем исследование случая, моментальный слепок одного из средств гендерной социализации, а не статистический анализ его функционирования.
[v] См.: С.Б.Борисов (сост.).
Тридцать рукописных девичьих рассказов о любви. Обнинск, 1992; Его же. Культурантропология девичества. Шадринск, 2000.
[vi] Pilkington H. Farewell to the Tusovka: Masculinities and femininities on the Moscow youth scene // Gender, Generation and Identity in Contemporary Russia. Ed. By H. Pilkington. London, N.Y., 1996. P.237 - 263; Щепанская Т.Б. Женщина, группа, символ: по материалам молодежной субкультуры //Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Под ред. А.К. Байбурина. СПб., 1991. С..17 - 29.