К.и.н.Т.Б.Щепанская,
Ст.н.с.МАЭ РАН, доц.СпбГУ
Молодежная культура:
семиотика и стили.
В эпоху пост-модерна особую значимость приобрел стиль, вышедший на первый план в системе социальных регуляторов поведения.
Курс, который мы предлагаем вниманию слушателей, предполагает ознакомление их с миром современной молодежной культуры как многообразием стилей, определяющих не только ситуативное поведение молодых людей, но и формирование их жизненных стратегий, а тем самым - и проекта общества, каким ему предстоит быть в ближайшие десятилетия.
Затрагиваются семиотические аспекты молодежной культуры (знаковость пространства, вещей, тела), фольклор и арго, а также особенности коммуникативной и витальной (репродуктивное, оздоровительное, силовое, пищевое и прочие аспекты телесного поведения) культуры разных сообществ молодежи.
В основу курса положены
Тематический план занятий.
Занятия проводятся в форме лекций и семинаров. Практикуется также смешанная форма, когда лекционное вступление (имеющее целью сформулировать проблему и предоставить исходный фактический материал) дополняется активной дискуссией в аудитории. Применяются практики "мозгового штурма" как способ введения слушателей в курс актуальных научных проблем и современных дискуссий. Студенты, по их желанию, могут заменить лектора на отдельных занятиях
, сделав доклад по одной из перечисленных тем (напр., об одном из молодежных сообществ). Преподаватель в этом случае представляет ему необходимую литературу, материалы, а также консультации.
Занятие 1. Хип-культура: история, мифология, изучение.
Занятие 2. Сложение хип-культуры в России.
Сайгон. Символика. Нормы и ценности. Символика и мифология пространства. Трасса: практика автостопа, культ дороги, ритуалы трассы. Роль трассы в самоорганизации хип-культуры и трансляции ее норм. Знаковые вещи, их семантика и прагматика. Телесность в хип-культуре: мифология "свободной любви", вегетарианства, телесного минимализма, смерти. Ментальная культура. Культ безумия и просветления. Более подробно о кодах молодежной культуры (план лекции): Невербальные коды. -- Основной код: пространственный Пространства ухода: стрит, метро, проходняк, труба. Дорога: трасса, стрит, проходняк. Нежилое: бездомность, чердаки и подвалы, нежилые дома; подземное (пещеры, городские коммуникации, подвалы, подземные ходы, черные копатели), виртуальное (компьютерные сети, эфир, 40-ка), природное( ролевые игры в лесу, пау-вау, лагеря хиппи). - т.е. пространство вне освоенного господствующей культурой, невидимое, другое, запретное. Трасса:- генеральная метафора. Символика «пути» в маргинальных сообществах. Самосознание странников в хип-культуре; атрибутика-облик странника; мотивы пути, путника в прозвищах - матрица: «попутчики» - базовая связь. - посвящение: разновозрастные пары попутчиков; мистическое обоснование («новичкам везет»); «законы трассы» - субкультурные нормы; обучение на трассе; изменение статуса после того, как прошел трассу. трасса как испытание: трассные репутации (кайфовый/некайфовый попутчик) и влияние их на субкультурный статус. - средство социальной интеграции (вхождения в социальную сеть) : трассные феньки, отношения с попутчиками, водителями, местными хиппи. --Временной код:ориентация культуры: про-, ретроспективная. Использование символики прошедших эпох и старых шрифтов. Фантастика (Сталкер, др.) в символике ролевых игр, прозвищ, атрибутике.мистика времени: уход, сжатие/растяжение и под.членение времени: циклы трассы и ритуалы ( день защиты детей, день рождения Линды Маккартни, день смерти Дж.Леннона). Мифы о круглогодичных путешественниках (символика ухода из времени) -- Предметный код. Вещи - атрибуты странника. Трассный прикид, трассник(стопник), ксивник, хайратник, феньки. Общая оборванность и потертость как знак странничеества. Сума, рюкзак - бэг, бутылка для сыпучих продуктов - торпеда, езда на собаках перекладных электричках).минимализация потребления - уход из потребительских сетей. Жилище: символика бездомности; придорожное, временное, забкое жилище - капиталки,парадняки, найтать на травке, чердаки и подвалы, палатки, флэт. Нормы поведения на флэту: не гостьба, а временное сообщество чужих. Атрибуты дома - с собою (обычай приносить торпеду, чай, пенку). Обстановка флэта: трахта, траходром, сексодром; выставки прикидов.Одежда: атрибуты странника. Феньки: роль в установлении межличностных связей. Ритуалы с феньками. Типы фенек (обменные, личные, несъемные) и типы связей.Пища: ништяки и халява, хавка, торпеда (дорожная тара для крупы), чай (вторяки, друганчик, киндерпис, белые ночи), выпивка (дринк, косорыловка, боттл), наркотические средства. Их роль в межличностных отношениях. Наркотическая лексика и ее роль в опознании «свой/чужой», взаимодействиях. Символика кайфа. --Телесный код. Символика ухода из тела. Бестелесность и бесполость. Символика смерти: некрореализм, некрофилы, поэтика и эстетизация суицида. «Нам никогда не будет 40». Символическое снижение тела: испражнения и телесный низ у панков. облик: волосы (длинные, бритые); татуировка, пирсинг, раскраска тела. Клеймение и переделка тела как знак его культурного освоения; как знак принадлежности его сообществу); телесные практики: насилие. (а) отказ от насилия, навязываемого господствующей культурой и властью - пацифизм; (б) нерегулируемое демонстративное насилие - у панков, металлистов и проч.; (в) мистика насилия - у сатанистов, шиваитов и нек. Др.телесные практики: сексуальность. Фри-лавочки : символика цветочной революции и терминология межличностных связей вообще Лето любви в хип-культурной мифологии («любовь» как знак любой связи).ментальные практики: крышесъезд, крышеедство - как средства ухода в иную реальность. --Вербальный фольклор: - Синтетический жанр - телега: символика пути в применении к вербальным практикамФункции телег: фиксация и трансляция символики и норм. Посвящение. Интеракции. Формирование репутаций и статусов (иерархии). Функция загруза (заполнения коммуникативного пространства) как изначальная. Консолидация тусовки и роль телег в формировании ее самосознания. - Смеховые жанры (и роль их в обозначении границы «свой/чужой»): стеб-культура (смеховой фольклор): феньки и мульки: шутки, анекдоты, загадки, короткие стишки, поговорки, словечки стеб: ирония, пародии, издевка и испытания прикол: розыгрыш, шутка - Мистические жанры их роль в консолидации сообществ, формировании общего опыта, интериоризации и подкреплении групповых норм) крышеедство: былички о местах, вещах и др.: кодирование, нормы поведения с этими вещами/ в этих местах; субкультурные нормы вообще; подкрепление страхом. Мистические эксперименты заумь
Занятие 3. Хип-фольклор.
Жанры хип-фольклора: смеховые (приколы, стеб, феньки и мульки, телеги), мистические, лирико-философские. Сленг хиппи и его развитие на протяжении 30 лет.
Занятие 4. Коммуникативная культура.
Хип-культурное сообщество: иерархия и роли; типы межличностных связей; лидерство и авторитет. Символические и ритуальные медиаторы отношений. Символические обмены подарками, ритуалы усыновления и братания. Гендерные отношения и роли. Женщина в хип-культуре.
Занятие 5.. Ролевое движение.
История ролевого движения в России. Толкиенисты. Другие направления ролевого движения. Игры на природе: их роль в самоорганизации сообществ. Символика и атрибутика. Фольклор. Хип-культурные влияния.
Занятие 6. "Сорока".
Газета бесплатных объявлений "Сорока" и сорокоманы. История сообщества. Символика и сленг: хип-культурные влияния. Связи с сообществами ролевиков, компьютерной субкультурой, зеленым движением. Речевые жанры общения в среде сорокоманов. Иерархия, роли, лидерство. Гендерные отношения.
Занятие 6. Панки
Панк-музыка, символика, атрибутика. Панк-сообщества и группы в России. Символика: телесная (маскулинность, силовая мифология, разрушение и загрязнение тела, экскременты - их знаковость в панк-культуре); предметная (панковская одежда и атрибутика); речевая.
Занятие 7. Пост-панк в России.
Влияние панк-культуры в современных молодежных сообществах: футбольные фанаты, скин-хэды и др.
Занятие 8. Панк и политическая культура.
Панк-влияния в политической культуре молодежи: пример НБП.
Занятие 9. Анархия и анархисты.
Идея и символика "анархии" в панк-культуре. История анархического движения в России 1990-х гг.: культурная инсценировка. Мифология преемственности - культовые фигуры (от Кропоткина и Махно до Петра Рауша). Анархо-акции, ритуалы и праздники. Стиль анархо-культуры. Анархо-фольклор: телеги, приколки и проч. Язык и речевой стиль.
Занятие 10. Компьютерная субкультура.
Молодежные чаты в Интернет. ФИДОнет и хип-культура. Хакеры: влияние ценностей и мифологии хип-культуры. Киберпанки.