Дикое поле

Здесь мы опять возвращаемся к зонам насилия - дикому полю культуры. Обратим внимание на особенности их социальной локализации: как правило, они располагаются в областях репродуктивной изоляции – однополых коллективах (армейская казарма, места заключения), либо в сфере действия репродуктивных табу (дети и подростки, религиозные секты и т.п.). Обращение к материалам традиционной культуры позволяет увидеть в этом не случайную тенденцию, а скорее норму, контролируемую традицией.

Уже на примере праздничных драк мы могли наблюдать разделение сфер насилия и воспроизводства. По обычаю в этих драках участвует неженатая молодежь: "Всё до армии, – объясняет мне житель с.Пинаевы Горки (в Новгородской обл.), сам бывший атаман деревенских компаний. – После армии – уже нет: уже думали о семейной жизни. Всерьёз с девушкой знакомится. А женатые уже не дрались – уже дети". Так формулируется норма. Участие женатых мужчин случалось, но воспринималось как факт исключительный, а случаи убийства или увечья женатых мужчин десятилетиями хранились в памяти жителей, приобретая стереотипно-фольклорную форму и назидательно-осуждающий смысл. Вспомним приводившийся в первой части статьи случай с убийством в драке женатого мужика, о котором нам рассказывали в с. Пинаевы Горки: "Женатые не дрались, - замечает рассказчик, - только поддерживали… Да хотел холостого парня ударить, а попал в женатого… Бабы плакали: две дочки остались…" Участие женатых мужчин в молодежных драках всячески осуждалось и сдерживалось. Мотивировка - "у них дети": иными словами, получая доступ к прокреативной деятельности, человек терял доступ в сферу насилия.

Зато молодежь, вступая в возраст драк, демонстрировала символический разрыв с матерью и в ее лице - прокреативной сферой. В песнях "под драку" отрицается даже сам факт их рождения от женщины:

Я родился на кровати, /Мамки дома не было:

Моя мамка в Ленинграде /По базару бегала!" (Новг.).

Приобщение к компании дерущихся парней осознается подростком в терминах нарушения материнских запретов (в там числе на сквернословие). Вспомним песни ломальщиков – подростков, которые ломались, кривлялись, сквернословили, рыли ножом землю и подлезали к встречным парням, провоцируя драку:

Подержите мою кепку,

А я поломаюся.

Не скажите моей матке,

Что я в Бога лаюся! (П: 5).

Гуляющие компаниями деревенские парни имели обыкновение подшучивать, иногда зло, над взрослыми женщинами. Те соберутся на супрядки, а парни ходят под окнами: "Сидят женщины, сидят... вот заглянет в окошко (парень. – Т. Щ.), заглянет – а там у него – или нарисовано, или сам стоит... в ракурсе: в стекло (свой член) показывает. – Ах ты!... женщина вылетает, его ловить. А где ты его поймаешь, он уже бежит... Это не к девичьим, а к женским супрядкам: чтобы женщин подразнить" (П: 2).

Подобные выходки и другие "бесчинства" гуляющих парней, по-видимому, были обычны и в конце XIX столетия, во всяком случае, в сообщениях с мест систематически упоминаются "вымогательство и отнятие денег на покупку вина, разбитие стекол, поломка изгородей, поджоги стогов сена и хлебных скирд…". Парни смеются над детскими забавами, демонстративно оскорбляют женщин (в том числе своих матерей) – тем самым обозначая отстранение от всей области воспроизводства ("женщин и детей"). Зона насилия, куда они вступают, таким образом отделяется от сферы воспроизводства.

Разбойники

Классическое воплощение насилия в фольклоре - разбойники, главные обитатели чистого, но дикого, поля. Их социальная организация (ватага, артель, партия, компания) воспроизводит структуру вышеописанной компании парней во время деревенских гуляний: атаман, товарищи, молодежь на вспомогательных ролях (провокаторы, разведчики, гонцы и проч.). Сходство дополняет антикреативная установка: демонстрируемая теми и другими враждебность женщине, детям и всей сфере воспроизводства.

В фольклоре о разбойниках упоминается обычай "первой встречи": первого встреченного на пути человека разбойник обязательно должен убить, даже если это будет его родственник. Иначе он теряет разбойничью удачу, а вместе с нею и лихую свою голову. Когда молодая жена корит разбойника за то, что убил ее брата с невесткою, тот отвечает ей:

"Ох, глупая, молода жена,

Молода жена, неразумная!

Первая встреча не встречается,

Отцу и матери не спускается".

Тот же обычай упомянут и в другой песне – о девице-разбойнице. Она плачет-кается, что "в младыих летах во разбой пошла", и вот как описывает начало своего лихого пути:

"Лет пятнадцати стала души (грабити).

Первая встреча – родной батюшка,

Вторая встреча – родная матушка" .

Особенно подчеркивается, что этот обычай сильнее кровной связи и силы родства. Разбой предполагает готовность лишить жизни даже родную мать. Обычай "первой встречи" имеет свою параллель в культуре молодечества, т.е. традиционных способах инициации мужской молодежи. Местная печать начала XX в. фиксирует его проявления во время гуляний парней в деревнях Вологодской и Ярославской губ. В Газете "Ярославские зарницы" за 1910 г. описан "обычай бить во время переходов из деревни в деревню первого встречного. Кидают жребий, а вынувший делается "героем дня"; он должен идти впереди и ударить первого, кто попадется(…). Если он струсит – самого изобьют…" Фольклор подчеркивает преступление разбойниками уз родства. Они совершают преступление против брата, сестры или родственников жены:

"Как во городе было во Астрахани

Тут жила-была молода вдова;

Как у этой-то у вдовы

Было восемь сынов, а девятая дочь", -

поется в известной разбойничьей песне. Затем дочь выходит замуж "за море", а сыновья "в разбой пошли". Проходит девять лет, сестра родила сына и едет с ним в гости к матери. Здесь, в пути, и происходит драма.

"Поехавши же, она встретилась

Со своим братцам, с разбойникам.

Они же, не узнав ее,

Морянчика (т.е. ее ребенка. – Т.Щ.) в воду бросили,

А морянушку в полон взяли…"

И только ночью старший брат, расспросив пленницу, выясняет, что

"Убили мы зятя милого, морянина,

Племянничка же в воду бросили,

Сестрицу же родную в полон взяли!"

Сюжет "братья-разбойники и сестра" относится к числу наиболее распространенных балладных сюжетов, зафиксированных в песенниках с конца XVIII в. и бытовавших на Русском Севере, а также на Украине и Белоруссии.

Разбойники (в фольклоре) редко женятся, а если женятся, то оседают и перестают быть разбойниками. Настоящие лиходеи уводят девушек в плен, а затем расправляются с ними. До сих пор в деревнях поют еще жалостливую песню о Гале, сбежавшей с разбойниками (вар.: казаками или солдатами); позабавившись с нею, те привязывают ее за косы к толстой сосне и зажгли у сосны костер). Если они берут себе "полюбовницу", то могут бросить ее за борт, отдать своим товарищам или снести ей голову. Разбойник в народном понимании безбрачная фигура. Разбойничья ватага живет скорее по законам добрачных гуляний и бесчинств мужской молодежи, демонстрируя антикреативное поведение, как и другие категории дорожных людей.

Эти стереотипы поведения могут быть сопоставлены с некоторыми обычаями современной криминальной культуры. Упомянем, например, убийство проигравшим в карты первого встречного. Воры в законе еще несколько лет назад во время обряда "коронации" (т.е. обретения воровского статуса) торжественно порывали с семьей, некоторые обязывались даже никогда не вступать в брак, чтобы ни от кого не зависеть. Его "матерью" теперь становится воровское братство - "семья". Заключенный, имеющий настоящую семью на воле, в тюремной среде пренебрежительно назывался забaбошный.

Демонстративный отказ от традиционных форм семейной жизни характерен для профессиональных террористов и революционеров. "Ты оставляешь мать и идешь стрелять", – озаглавлена статья в рубрике "Анатомия террора" в Петербургской газете "Смена". Вынесенная в заголовок фраза приписывается заключенной-террористке, находящейся в тюрьме одной из латиноамериканских стран. Показательно, что на первый план среди множества разорванных связей выступает связь с матерью, символизирующая прокреативные ценности. С этим сопоставим революционный аскетизм российских террористов и террористок XIX столетия, которые, провозглашая "общественное выше личного", нередко отказывались от личной жизни или оставляли детей на воспитание своим родителям, сами целиком окунаясь в революционную деятельность. Некоторые проявления революционного аскетизма фиксируются и среди представителей современных молодежных движений, ориентированных на силовые методы политической борьбы.

Крайняя степень антисоциального насилия воплощена в общественном сознании в фигуре маньяка, объектом преступных поползновений которого являются женщины и дети. Более того, можно заметить и тенденцию к антикреативной идентификации вообще любого убийцу: "Я считаю, что практически каждое убийство несет в себе сексуальный оттенок, – говорит В.Иванов, эксперт-психиатр, который, по замечанию журналиста, "принимал участие в расследовании практически всех громких преступлений серийных убийц, потрясших Петербург в последнее десятилетие". При этом эксперт отмечает, что "практически у всех маньяков-мужчин ярко выраженное нарушение полоролевых ориентаций, поэтому назвать их мужчинами можно только условно". Нам здесь важен не медицинский факт (требующий отдельных доказательств), а представление об убийце как не вписывающемся в систему воспроизводства, его антикреативная идентификация.

Былинные богатыри.

Выпадают из сферы воспроизводства, как правило, и былинные богатыри. Как и разбойники, они уходили из дому в чистое поле, на большую дорогу вооруженными группами (ватаги, дружины, артели, партии и проч.), однотипными по составу (атаман, товарищи, молодые оруженосцы). От разбойников богатыри отличались, главным образом, оценкой, которая, в свою очередь, определялась их социальной позицией. Разбойники - вне социальной структуры, богатыри, поступая на службу князю, включаются в нее.

Структура же самих богатырских дружин (ватаг или партий) аналогична составу компаний деревенской молодежи во время драк: атаман, его товарищи и молодые оруженосцы. Богатырь, собственно, выполнял функции атамана-предвдителя. Новгородский богатырь Василий Буслаевич, после того, как "ощутил в себе силушку великую", занялся подготовкой к сражениям: "Выбирал себе дружину хоробрую, Удалыих дородних добрых молодцев, Избирал тридцать молодцев без единого…".

Обратим внимание на репродуктивный статус богатырей. Один из них, Алеша Попович, размышляя на эту тему, жалуется:

"Всякой черт на сем свете женится,

Не всякому женитьба удавается,

Мне-ка женитьба неудачная,

Молода жена невзрачная".

Причем, по наблюдению Алеши, неудачи в этом плане преследуют большинство богатырей:

"Удавалася женитьба двум богатырям:

Во-первыих, Добрынюшки Микитичу,

Во-другиих, старому казаку Ильи Муромцу".

Впрочем, и эти двое при ближайшем рассмотрении оказываются не вполне благополучны. Добрыня после долгих скитаний и воинских подвигов возвращается и оказывается на свадьбе своей жены (с тем же Алешею). С именем Добрыни связан еще другой былинный сюжет: он полюбил Маринку, но эта любовь не нашла прокреативного продолжения. Кончилось тем, что Добрыня убил из тугого лука ее "мил-дружка" Ивана царевича, а некоторое время спустя – и самое Маринку (после того, как она обратила Добрыню серым волком). Богатырь никак не может реализовать себя в прокреативной сфере.

Непросто складывается в этом плане и судьба Ильи Муромца. В былине "Три поездки Ильи Муромца" богатырь после долгих сомнений едет по той дороге, на которой, как написано на камне, "женату быть". Но жениться ему не пришлось: встретила его прекрасная королевична, "привела его-де в ложни теплые", но Илья решил вначале испытать кровать тесовую: нет ли подвоха. Бросил на нее королевичну, кровать перевернулась, королевична упала в погреб, где Илья обнаружил "сорок царей сорок царевичев, да и сорок королей королечичев, сорок сильних могучих богатырёв", а с королевичной поступил следующим образом:

"Да идёт душечка красна девушка,

Да ён выдёргиваёт саблю вострую.

Да срубил ей по плеч буйну голову,

Да рассек, разрубил тело женское.

Да куски-ты разметал по чисту полю…".

В общем, и в данном случае реализовалась отнюдь не прокреативная установка.

Впрочем, у Ильи, как оказалось, были дети: в одних вариантах былинных текстов – сын, в других дочь. Однако и здесь прокреативная программа реализуется с отклонением от нормы (Илья приживает дитя от вдовы в иностранном государстве, сам не зная об его существовании), а в итоге дети гибнут от его собственной руки. Сын (дочь) вырастает богатырем и отправляется на Русь, среди прочего, с целью

"Поискать соби да родна батюшка,

Поотведать мне да роду племени".

Встретившись в чистом поле с неизвестным богатырем (богатыршею), Илья по разным признакам опознает в нем (ней) свое дитя и рассказывает, как в земли во тальянскою он стоял на постое в доме вдовы-калачницы, у которой спал на кроватке на тесовоей. Они обнимаются, потом разъезжаются, но через некоторое время сын (дочь) находит свое положение оскорбительным:

"Да не хочу-де я слыть заугольником,

Да ему жить, а либо мне-ка жить", –

И возвращается убить Илью. В поединке Илья одерживает верх и все кончается гибелью его наследника:

"Тут скочил-то как Илья он на резвы ноги,

А схватил как поляницу за желты кудри

Да спустил он поляницу на сыру земля,

Да ступил ен поляницы на праву ногу,

Да он дернул поляницу за леву ногу,

А он надвоё да ю порозорвал,

А й рубил он поляницу по мелким кускам…"

В общем, богатырям, как правило, не удается реализовать прокреативную программу, – во всяком случае, пока они продолжают находиться в зоне насилия (пока война остается их главным делом). Добрыне с трудом удается в последний момент воспрепятствовать свадьбе своей жены с Алешей, но для этого приходится вернуться из воинского похода. В былине о Хотене Блудовиче все события развиваются из-за низкого брачного статуса главного героя. Мать пытается его женить: "Нельзя мне за твоего сына дочь замуж отдать", – говорит ей мать потенциальной невесты, объясняя:

"Мы есть роду богатого, именитого,

Именитого роду, княженецкого;

Вы есть роду нищетного, кошельчата".

Тут же припоминает и физический недостаток Хотена, и дурную репутацию его покойного отца:

"А муж-то был да у тя Блудищо,

Да и сын-от уродился уродищо,

Он уродищо, куря подслепоё".

Те же затруднения испытывает при попытке жениться и другой былинный герой – Дюк Степанович, также вдовий сын.

Здесь действует общее правило: человек, пребывающий в зоне насилия, оказывается вне воспроизводства. И наоборот: получая доступ к воспроизводству, человек должен оставить зону и практику насилия. "Когда с девками начнут гулять, то никакой драки тут не будет", – говорил вышеупомянутый пинаевогорский атаман.

Люди в зоне насилия (мужская молодежь в деревне, богатыри в былинах, солдаты на службе) находятся вне прокреативных норм и ценностей, прямо их отвергая. В былине "Три поездки Ильи Муромца" богатырь стоит перед камнем у дороги, на котором, как водится, обозначены три пути: по одной поедешь – убиту быть, по другой – женату, по третьей – богату. Тут Илья и формулирует свою систему ценностей:

"Да на что мне-ка старому богачество,

Своего-де у мня много злата серебра…

Да на что мне-ка старому женитися,

Да женитися мне не нажитися.

Молодая-та жена взять чужа корысть,

Да мне-ка старой жены взять не хочется.

Да поехал в ту дорогу, где убиту быть".

Воинскую систему ценностей формулирует и Вольга. Повоевав в турец-земле, Вольга делит с дружиною добычу:

Дружина моя добрая, хоробрая!

Станем-те теперь полону поделять!

Что было на делу дорого,

Что было на делу дешево?

А добрые кони по семи рублей.

А вострые сабли по пяти рублей,

А оружье булатное по шести рублей,

Палицы булатные по три рубля.

А то было на делу дешево – женский пол:

Старушечки были по полушечки,

А молодушечки по две полушечки,

А красныя девушки по денежке".

Военные ценности обесценивают ценности воспроизводства (женщин, девушек, брака). Военная программа заменяет и вытесняет прокреативную: "наши жены – пушки заряжены…" Насилие и воспроизводство – это не просто разные, а противостоящие и несовместимые программы. Традиция разводит их настойчиво и последовательно.

Заметим и другое: насилие и любовь – два главных медиатора межличностных связей, мотива и подкрепления взаимодействий. Структура сообществ может поддерживаться силою страха (реальной или потенциальной агрессии) – либо силой родства (репродуктивные связи). Приведенные выше материалы говорят о том, что традиция избегает совмещения этих двух механизмов социальности, возводя между ними культурный (ценностный, поведенческий, половозрастной, символический и т.д.) барьер. Принцип разделения сфер насилия и воспроизводства может быть ключом к пониманию закономерностей локализации и прогнозированию появления зон насилия в структуре социума.

До сих пор мы фиксировали а- и даже антикреативность субъекта насилия; то же можно отнести и к его объекту.

Колдуны и ведьмы.

Одна из традиционных (и до сих пор еще время от времени фиксируемых) форм насилия – расправы над теми, кто имел репутацию "колдунов" или "ведьм". В 1227г. на Ярославовом дворе в Новгороде сожгли четверых волхвов, в 1303 г. по случаю дороговизны хлеба сожгли четырех ведьм. Сожжение предполагаемых колдунов, заключение их в тюрьму и монастырь, пытки, наказание кнутом фиксировались в Московской Руси и на Украине в XVII в. В делах о колдовстве, относящихся к XVIII в. (в Западно-русском крае), В.Б.Антонович уже не обнаруживает столь суровых приговоров; процессам не придается, как правило, даже статуса уголовного дела. Фиксируются, однако, попытки стихийной расправы над "ведьмою". В.А.Марков пишет о случаях сожжения колдуний еще в конце XIX в. А.В.Балов свидетельствует, что еще на его памяти пошехонские крестьяне чуть было не сожгли в срубе старуху, заподозренную в колдовстве.Впрочем, в XIX в. такие расправы были явлением уже исключительным; обычным последствием обвинения в колдовстве было избиение подозреваемого, иногда публичное наказание на сходе в присутствии урядника. Впрочем, еще и теперь, в конце XX в., мы фиксируем воспоминания информантов об убийстве как следствии обвинения в колдовстве: "Огненные змеи в трубы влетают, – рассказывает житель новгородского села Пинаевы Горки (1904 г.р.). – Какая огненная змея в трубу влетит, там самая злая вражбица живет". Его дочь объясняет, что молодежь специально выслеживала ночами, к кому в трубу влетит огненный змей (клубок огня со шлейфом искр): "Надо было увидеть, чтобы узнать, где самая злая колдунья живет… Затем, чтобы пойти и убить ее". Жительница расположенного там же неподалеку села Залучье рассказывает о вполне конкретной деревенской драме: будто одна местная женщина "конюха хотела отбить (у жены. – Т.Щ.). И сыновьям ее говорят: – Ваша матка колдунья. Она сегодня свиньей сделается, и конюха хочет отбить от троих детей. Идите караулить". Далее версии сыновей убитой и других участников событий расходятся. По версии сыновей, они будто бы "караулят – свинья бежит, и прям под ноги подкатывается. И так три раза. И сын палкой ее – свинью-то – и свинья с ног сразу. И матку-то свою убил!" По рассказам конюха, все было проще: "Конюх-то сказал: – Она мне надоела ходивши, что "давай сойдемся", – а у меня своих детей трое. И я сыну (ее. – Т.Щ.) сказал – ему 17 лет было, а второму 14: – Ты смотри, когда мать будет уходить, ты, говорю, сзади ее. Он ее ударил палкой". Сыновья же настаивали на том, что били не мать, а свинью: "И как свиней очутилась?.. Милиция приехала: – Что, как? – А он (сын. – Т.Щ.) говорит: – Я не думал, что это она. Свинья три раза под ноги подкатывается… И только один раз ведь по носу-то ударил – а матку свою и убил! Ну, милиционеры говорят: – Мы этим не занимаемся. И так походили-походили, да и уехали". Вероятно, речь шла о неосторожном убийстве, представленном в терминах "колдовства". Но, возможно, и о сознательной расправе. Примечательно, что исполнители – молодые парни (ср.: приведенные выше сведения о символическом отчуждении этой половозрастной группы от матери).

Обратим внимание на основания, по которым человеку приписывался статус "колдуна" (т.е. он выводился в зону санкционированного насилия, лишаясь общественной защиты). В значительной части, если не в большинстве, случаев таким основанием была их акреативность: непринадлежность к прокреативной сфере (по возрасту, нездоровью, семейному положению) или нарушения прокреативных норм.

Характерно, что объектом физического насилия часто оказываются проститутки, чья сексуальность не носит прокреативного характера, а рассматривается традицией скорее как антикреативная, разрушительная (по отношению к семье, к материнству), причем болевые воздействия по отношению к ним принимают форму культурного стереотипа, едва ли не обычая. В сельской среде распутная женщина во многих случаях идентифицировалась как "ведьма", со всеми вытекающими последствиями.

* * *

Итак, можно заметить, что зоны насилия часто (если не систематически) возникают в а- или антикреативных областях социума. Блокирование программ воспроизводства жизни связано с разблокированием программ ее уничтожения (или телесного потребления, взимания жизни путем насилия). Провитальные (прокреативные) и антивитальные (насильственные) стратегии оказываются разделены. По-видимому, сила и любовь – два главных и, как выясняется, альтернативных медиатора межличностных связей, мотива и подкрепления человеческих взаимодействий. Структура сообществ может поддерживаться силою страха (реальной или потенциальной агрессии) – либо силой родства (репродуктивные связи).

Мы рассматривали разделение сфер насилия и воспроизводства на примере русской этнической традиции, хотя само явление, возможно, универсально. Приведенные выше материалы говорят о том, что традиция избегает совмещения двух механизмов социальности, возводя между сферами их функционирования культурный (ценностный, поведенческий, половозрастной, символический и т.д.) барьер. Впрочем, социальная практика постоянно вносит коррективы, стремясь преодолеть это разделение.

Замирение

Феномен разделения силовой и репродуктивной сфер может служить не только объяснительной, но и прогнозной моделью при описании зон насилия. В частности, становятся понятны культурные механизмы снижения агрессивности в этих зонах. Замирение происходит тогда, когда включаются средства блокирования насилия, описанные выше: репродуктивная символика, прокреативные, пронатальные, материнские метафоры и ценности.

В рамках молодежной субкультуры есть сегмент, где насилие последовательно и демонстративно блокируется: хип-культура, с ее лозунгом "Любовь, а не война" (или "Любите, а не воюйте") и культом любви. Характерна (и в свете наших предшествующих рассуждений предсказуема) подчеркнутая "женственность" в одежде и всем облике хиппи (длинные волосы, демонстративная "мягкость и слабость"). Проповедуется любовь, как главная ценность, устраиваются антивоенные демонстрации в постели (самая известная – Джоном Ленноном и Йоко Оно перед телекамерами): насилие блокируется репродуктивной символикой.

Хип-культура формируется в маргинальной среде – для ее носителей характерно отчуждение от общества, ощущение себя одинокими, выпавшими – или ушедшими от людей. Они сами говорят о себе: ушельцы. Тем не менее, связь с матерью и здесь, похоже, сохраняется, во всяком случае, подаренная матерью вещь служит обросшим странникам талисманом, оберегающим от разных бед, в особенности от нападений гопников: "Эту фенечку, – говорит мне восемнадцатилетний хиппи по имени Женя, приехавший по трассе в Питер из Нижнего Новгорода (тогда г.Горький), – я не могу (никому) дать. – И показывает костяного чукотского божка, висящего у него на шее. – Я могу рассказать, что было, когда я на один день дал поносить его одной девушке… Я мучился… Весь этот день был такой плохой… Я не мог ничего сделать: при мне любера увели две герлы – и я ничего не мог сделать". – "Он дает вам силу?" – спрашиваю я. – "Не силу, а… он хранит от всякого зла. Отводит винт, гопников всяких…".

В среде самих хиппи популярен обряд "усыновления": человек находит себе на тусовке "астральную" или "духовную" мать – женщину, имеющую опыт жизни в этой среде и берущейся опекать неофита. Вещь, подаренная этой "матерью", тоже служит оберегом.

Тот же механизм прекращения насилия осваивает и детская культура. Выше мы упоминали игру "передай другому": она состоит в том, чтобы ударить кого-л. из одноклассников по спине или плечу (и куда придется); получивший удар обязан передать дальше – а то он станет объектом насмешек. "А если не хочешь передавать, то отвечаешь: "Фиги-факи-кулаки – это признаки любви!" Этим способом пользуются в особенности девочки: "Это у нас девчонки так говорят. И можно не передавать. Ну, если ты ее стукнешь, то все засмеются, потому что подумают – ты в нее влюбился!". Репродуктивная символика блокирует силовые программы.

Вероятно, ту же роль – блокировать насилие (во всяком случае, идущее со стороны общества, а также неупорядоченное и произвольное) – играет широко известный культ матери, бытующий в воровской среде. Его проявления многочисленны. В тетрадках-альбомах из камер малолеток (несовершеннолетних правонарушителей) можно обнаружить характерные фразы – клише для татуировок и писем:

В этой жизни только мать меня сумеет оправдать

Есть только одна женщина, которая может ждать – это мать

Хоть руки скованы цепями, цветок дарю любимой маме

Исследователи тюремного фольклора отмечают, что на фоне общей неоднозначности образов и отношений к женщине "только мотив любви к матери не допускает разночтений. Для зека только мать – до конца верный и преданный человек" (Калашникова М.В.,с.348). Ее образ постоянно присутствует в тюремной поэзии, песнях и тостах:

Я пью за родные края,

Я пью за тебя, мать родная,

И пью я за тех матерей,

Что сына туда провожали

И со слезами в глазах

Сыновей на пороге встречали".

Связь с матерью мыслится как единственная, остающаяся у человека, вырванного из привычного окружения и оказавшегося за решеткой. Она становится опорой и защитой во враждебном мире. Этот же культ матери – в основе некоторых тюремных фишек – загадок, связанных с ритуалом "прописки". Обитатели камеры (в Спец ПТУ – палаты) спрашивают новичка: "Мать продашь или в жопу дашь?" "И надо, – поясняет человек, имеющий опыт отсидки, – ответить совершенно хитро: "Мать не продается, пацан в жопу не дается". Очень надо быть таким исхитрившимся. Или там, например, загадка такая пацанская: "Вот едет поезд. 2 дороги: на одной мать привязана, на другой – кент. Через кого проедешь?" И ответ тоже должен быть такой хитрый: "По кенту, потому что сегодня кент, а завтра мент!!!" Неправильно ответишь – не будешь признан "своим" в среде заключенных, часто будешь подвергаться побоям, а то и сексуальному насилию с их стороны. Отвергнувший мать автоматически попадает в зону насилия (ср.: "Ты оставляешь мать и идешь стрелять").

Криминальная среда целенаправленно поддерживает культ матери, доводя до слезливой экзальтации. Но при посвящении в высшую касту тюремной иерархии – касту воров – мифологема "материнства" перекодируется, приобретая иной смысл. Вор клянется порвать все связи с семьей и родителями. Татуировка "не забуду мать родную" приобретает иной смысл: "Под "матерью", - пишет бытописатель криминальной среды А.В. Кучинский, - ворами понималась воровская семья, которая воспитала и вскормила авторитета",– так что вся фраза приобретает характер клятвы на верность тюремному братству. Воровская семья - это небольшое тюремное сообщество, в рамках которого действуют обычаи взаимопомощи (делятся продуктами и т.д.) и обучения; в переносном смысле - сами эти обычаи. Таким образом, весь эмоциональный шлейф, ореол святости, связанный до этого с матерью, переносится на воровское сообщество, воровской закон – он и становится главным (по сути единственным признанным в этой среде) механизмом если не блокирования насилия то хотя бы введения его в известные рамки. Большинство заключенных видит в этом первобытном законе единственную защиту от неуправляемого насилия – беспредела. С точки зрения наших рассуждений, примечательно, что он строится на основе матрицы "материнства". Отметим также, что в воровском арго матка – предводитель воровского сообщества, что является еще одним проявлением той же матрицы.

Таким образом, выход из зоны насилия существует, и, в частности, таким выходом может быть переход в прокреативную сферу.

Итак, мы привели свидетельства традиционного разделения сфер насилия и воспроизводства. Механизмы блокирования насилия связаны с репродуктивными (точнее – с женскими репродуктивными) программами и символами. Отказ от них или отмена ведет к разблокированию насилия, что мы и наблюдали на примере вышеописанных субкультур. Таким образом, мы столкнулись с любопытным феноменом: последовательным разделением программ насилия и воспроизводства жизни, – которое пронизывает всю культуру и является проявлением, возможно, наиболее фундаментальных ее закономерностей. Блокирование программ воспроизводства жизни связано с деблокированием программ ее уничтожения (или телесного потребления, взимания жизни путем насилия). Про- и антивитальные (прокреативные и силовые) стратегии оказываются разделены.

http://www.poehaly.narod.ru/zv6.htm - Библиография.

http://www.poehaly.narod.ru/zv.html - К содержанию статьи

http://www.poehaly.narod.ru/index.html - На главную

Сайт управляется системой uCoz