Записи, сделанные студентами в 1998 -
2000 гг. в рамках Антропологического практикума по теме "Субкультуры", хранятся в Архиве Кафедры культурной антропологии и этносоциологии ф-та социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Основной метод -
глубинное интервью, дополнялся обычно материалами прямого, включенного или участвующего наблюдения.
Руководитель Семинара -
зав. сектором Общественных движений ИСАН (СПб), к.ф.н. В.В. Костюшев. В 1998 -
2000 гг. автор настоящей статьи сотрудничала в качестве соруководителя Семинара в качестве руководителя полевых исследований. Полевые записи участников Семинара хранятся в Архиве сектора Общественных движений. С материалами его можно ознакомиться в Интернет по адресу:
http://www.subculture.narod.ru
Полевые материалы автора хранятся в Архиве Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера): фонд К-1, опись 2. Это записи интервью, зарисовки и проч., сделанные во время этнографических экспедиций 1980 -
2000 гг. в сельские районы Русского Севера, Севро-Запада, Поволжья, а также юга России. Там же хранятся и некоторые записи, относящиеся к современным городским субкультурам (ф.К-1, опись 2, д.1728).
Илле А. “Фан-движение в России: история и субкультура”// Доклад на семинаре “Молодежные движения и организации Петербурга” в Ин-те социологии РАН (СПб отделение).Июнь 1998 г. См. также: Илле А. Футбольный фанатизм в России: фан-движение и субкультура футбольных фанатов //Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). Под ред. к.ф.н. В.В. Костюшева. СПб., 1999. С.154 -
173.
Н.Лебедев, И.Волков. Доклад на семинаре “Молодежные движения и организации Петербурга” в Ин-те социологии РАН (СПб отделение). Июнь 1998 г. Приложение.
Нацболов роднит со скинхэдами дух экстремистского активизма, а во многом и весь стиль жизни, в основе которого – культ физической силы и воинственности, нации (расы) и – пива. Пиво вообще играет значительную роль как медиатор общения. Впрочем, “попить пивка” – выражение скорее фигуральное; на практике это означает потребление водки, причем хвалятся его неумеренностью. Схожи черты внешнего облика: военизированная одежда, тяготение к черному (НБП предпочитают черные рубашки), короткая или совсем “под ноль” стрижка – создают определенную общность образа их в глазах обывателя. Вообще те и другие произрастают из панк-культурных влияний; не случайно многие из членов НБП, как и скинхэдов, начинали тусоваться как панки.
Интервью с А.Топоровой 9.01.1999 г. См. также: Топорова А. "Нацболы" в Санкт-Петербурге: образы и повседневность // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). С.117 -
127.
Смирнов Д.М. Исследование Ленинградского регионального отделения Национал-большевистской партии. Отчет об антропологическом практикуме. СПб., 2000. Архив Кафедры культурной антропоолгии и этносоциологии ф-та социологии СПб ГУ.
Дубягин Ю.П., Бронников А.Г. (ред.). Толковый словарь уголовных жаргонов. М., 1991.
Там же. С. 138, 140, 169, 170, 202.
Даль В.И. Пословицы русского народа. В 3 ТТ. М., 1993. Т.1. С. 408 -
410; 492.
См.: Грунтовский А. Русский кулачный бой. История. Этнография. Техника. СПб., 1998; Щепанская Т.Б. Драки и браки (сельские праздничные драки: по материалам поездок в Курскую, Псковскую, Новгородскую области в 1996 -
1997 гг.) // Материалы полевых этнографических исследований. Вып. 4. СПб., 1998. С.5 -
21; Горбунов Б.В.Старинная народная русская игра // Народные игры и игрушки. СПб., 2000. С.116 -
132.
АМАЭ, ф.К-1, оп.2, д.1729.
Самойлов Л. Путешествие в перевернутый мир //Нева. 1989. №4. С.150-164. С.156-157.
(Григорий Пасько). Советы бывалого // Интернет. http//www.zona.com.ru. (С)2000 ИА Провинция БГ
Даль В.И. Указ. соч. Т.1. С.502; Л. Самойлов. Указ. Соч. С.155; Дубягин Ю.П., Бронников А.Г. Указ.соч.
Даль В.И. Указ. соч. Т.1. С.407, 506.
Топорова А. (Центр независимых социальных исследований, СПб). Интервью с А.Г., 23 года, председателем Петербургского отделения Национал-большевистской партии. 24.07.1998 г.
Быки: в городском сленге – молодые люди, действующие насильственными методами (как правило, по поручению криминальных авторитетов или предпринимателей), обычно имеющие криминальный опыт. Их опознавательными знаками считаются толстая шея, бритая голова, массивные золотые цепи и кольца-печатки, а также привычка показывать пальцами фигуру “быка” (выставляя угрожающе указательный палец и мизинец: “моргалы выколю!”).
Армейские понятия//Интернет: www.armey.chat.ru, 2000.
А. Грунтовский. Указ.соч. Приложения. С. 178 -
206.
Мяконький А., Добриков А. Отчет об антропологическом практикуме. 1998 г. Архив Кафедры культурной антропологии и этносоциологии ф-та социологии СПб ГУ.
Армейские понятия.
Л. Самойлов. Указ.соч.С.157.
Даль В.И. Указ. соч. Т.1. С.504.
Там же. Т.2. С.135.
Грунтовский А. Указ.соч. С.175, 193.
Даль В.И. Указ. соч. Т.1. С. 504.
Н.Лебедев, И.Волков. Доклад на семинаре “Молодежные движения и организации Петербурга” в Ин-те социологии РАН (СПб отделение). Июнь 1998.
Грунтовский А. Указ.соч. С.195.
Владимиров И. Отпетые птенцы "Белого лебедя" или крах воровских авторитетов. Часть 1 // Опубликовано 24.10.2000 г. в Интернет на сайте: www.utro.ru
В.Лудин. Десять лет после преступных семидесяти двух // Смена. 15.03.1999 г. С.3.
В.И. Даль. Указ. соч. Т.1. С.502 -
507.
Интервью А.Топоровой с А. Г. 24.07.1998 г.
Смирнов Д.М. Исследование Ленинградского регионального отделения Национал-большевистской партии. Отчет об антропологическом практикуме. СПб., 2000. Архив Кафедры культурной антропоолгии и этносоциологии ф-та социологии СПб ГУ.
Даль В.И. Указ.соч. Т.1. С.504, 517.
М. Золотоносов. Российская армия: моральное падение. Полет успешный // Новости Петербурга. Окт.-Нояб. 1997. № 5. С.10.
А. Грунтовский. Указ.соч. С.190.
Интернет: www.zona.com.ru., 2000 г.
Топорова А. Интервью с А.Г., 24.07.1998 г.
Л. Самойлов. Указ.соч., с.155. О том же: Т.Б. Щепанская. Интервью с А. К.(1957 г.р.), проходившим срочную службу в войсках береговой охраны ТОФ (1979 -
1981 гг.).
Мяконький А., Добриков А. Отчет об антропологическом практикуме. 1998 г. Архив Кафедры культурной антропологии и этносоциологии ф-та социологии СПб ГУ. Информант проходил срочную службу в Ленинградской области в 1995 -
98 гг.
Даль В.И. Пословицы русского народа. Т.1. С.408.
Цит. по: Быт великорусских крестьян-землепашцев. По материалам Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева (на примере Владимирской губ.)./ Сост.: Б.М. Фирсов, И.Г. Кисилева. СПб., 1993. С.68.
Мяконький А., Добриков А. Материалы. К. Попов. Указ.соч.; Интервью с А.К., 1957 г.р.
Б.В. Горбунов. Указ.соч. С.123.
Л. Самойлов. Указ.соч., с.152.
И.А. Морозов, И.С. Слепцова. "Доение коровушки" (из истории одной народной забавы) //Живая старина. 1995. №1. С.26-
27.
Шилков П.А. Из быта срочных арестантов // Этнографическое обозрение. 1891. №4. С.159.
Из личной беседы с А.Топоровой, по материалам прямого наблюдения и ряда интервью, проводившихся ею в среде молодых членов Национал-большевистской партии. СПб, лето 1998 г
.
См: Т.Б. Щепанская. Термины родства в группировках хиппи // Алгебра родства. Родство. Системы родства. Системы терминов родства. Вып.1. СПб., 1995. С.249.
Мяконький А., Добриков А. Материалы. К. Попов. Указ.соч.; Интервью Т.Б. Щепанской с А.К., 1957 г.р.
Интервью с А.Топоровой 9.01.1999 г.
Г. Пасько. Указ.соч.
А.В. Кучинский. Преступники и преступления. Законы преступного мира. Паханы, авторитеты, воры в законе. Донецк, 1997. С.118, 417, 424.
А.В. Кучинский. Указ.соч.; см. также в Интернет: uvd.artem.primorye.ru, там же даны и ссылки на другие сайты аналогичной тематики.
Д.Смирнов. Указ. соч.
См.: www.zona.com.ru (ИА Провинция БГ 2000 г.); uvd.artem.primorye.ru.
А. Грунтовский. Указ.соч. С.179 -
200.
В.И. Даль. Указ.соч. Т.1. С.429, 506.
Интервью с А. Илле. 1998 г.
Д. Смирнов. Указ.соч.
Там же.
Интервью с А. Илле, 1998 г.
А. Мяконький, А. Добриков. Материалы. 1998 г.
Образцов И.В. Формы проявления неуставных отношений // Социологические исследованияю 1996. № 2. С.63 -
72.
В.В. Волков. Ценности и нормы нелегальных силовых структур // Журнал социологии и социальной антропологии. 1993. Т.2. № 3.
"Трава и воля". 1998 г., № 5. С.36.
И.Ивлева. Диплом. Ф-т социологии СПб ГУ, 1999 г.
Интервью с Р. Почекаевым, апрель 1999 г.
В.И. Даль. Указ.соч. Т.1. С.501.
Подробнее см.: Щепанская Т.Б. Имена социального (функциональный анализ поверий об энергии) //Этносы и этнические процессы. Сб.ст. памяти Р.Ф. Итса. М., 1993. С.329 -
341.
В.В. Волков. Указ.соч.
Д.С. Лихачев. Картежные игры уголовников //Статьи ранних лет (сборник). Тверь, 1993. С.45 -
53.
Там же.
ярмарка: местное название деревенских праздников. Обычно в престольный праздник устраивалась торговля.
трёска, трёстка, тростка: от трость; палка, специально изготовляемая парнями для драк: деревянная, длиною в посох или пол-посоха.
Илья и Соловей / / Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом в 1871 г. Архангельск, 1983. С. 129.
Добрыня и Змей // Онежские былины. С. 81.
Василий Буслаевич // Новгородские былины. М., 1978. С. 139-141.
Василий Богуславьевич // Новгородские былины. С. 119.
Спросите Царицын, спросите Украйну // Красноармейский фольклор / Сост. В.М. Сидельников. С. 61. Записано в д. Уза на Гомельщине, со слов партизана В.А Коржева в 1935 г. Текст зарегистрирован также в г. Ворошиловграде и других районах.
Колпакова Н.П. Сразу после войны. // Советская этнография. 1980 №4. С. 131-139. См. с. 132.
Платонов А, Труд есть совесть: Из записных книжек разных лет // Платонов А. Государственный житель: Проза, ранние сочинения, письма. / Минск, 1990. С. 695.
Радилово, Лютоголово – близлежащие деревни
в луже крови лежит, ножики сверкают – традиционные клише для ситуации, когда следует прекращать драку.
Про Василия Буслаевица // Новгородские былины. С. 129.
Василий Буславьевич. // Новгородские былины. С. 81.
Василий Богуславьевич. // Новгородские былины. С. 119.
Голоса крестьян: Сельская Россия ХХ века в крестьянских мемуарах. М., 1996. С.392. Цитируемые воспоминания принадлежат жительнице пос.Мазино Калининградской обл., родившейся и жившей до 1950 г. в Середкинском р-не Псковской обл.
Там же. С.392.
Успенский Д.И. Родины и крестины, уход за родильницей и новорожденным // Этнографическое обозрение. 1895 №4. С. 71-95. Степанов В. Сведения о родильных и крестинных обрядах в Клинском уезде Московской губернии // Этнографическое обозрение. 1906 № 3-4. С. 221-233. См. с. 226, 228.
. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина: По материалам Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева. СПб., 1903. С. 329; Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993. С. 31; Мазалова (Грысык ) Н.Е. Народная медицина в современной севернорусской деревне // Этнографическая наука и этнокультурные процессы: Способы взаимодействия. СПб., 1993. С. 99-112. См. с. 101.
См.: Гура А.В. Война // Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 102.
Великорусские заклинания: Сборник Л.Н.Майкова. СПб, 1994. С.149. № 340. Новгородская губ., Череповецкий у.
Там же. С.151. №344. Раскольничья рукопись 1863 г.
Добрыня и Змей. // Онежские былины. С. 80. С. 86. Там же.
Там же.
Хотен Блудович // Новгородские былины. С. 299..Фатенко // Новгородские былины. С. 270-271.
Там же.
Фатенко // Новгородские былины. С. 270-271.
Архив РЭМ, ф.7, оп.1, д.738, л.43. Новгородская губ., Тихвинский у., 1898 г.
далее каждая строка повторяется дважды.
Традиционный фольклор Новгородской области (по записям 1963-1976 гг.): Песни. Причитания. СПб., 1979. С.15-16. №5; с.16-17. №6.
Даль В.И. Пословицы русского народа: В 3-х ТТ. М., 1993. Т.1. С. 514, 516.
Карты с изображением обнаженных женщин
С. 502, 504.
Обычно в группу гуляющих одновременно участников молодежных компаний, участвовавших в драках, входила мужская молодежь нескольких деревень (на Севере) или улиц (на юге России) с возрастной разницей примерно в 2-3 года. В праздники они ходили друг к другу в гости (в клубы, на ярмарки, гулянки, вечорки); обычно граница такого круга деревень, объединенных взаимной гостьбою, родством и перекрестными браками, совпадала с границей прихода или волости.
Словарь русских народных говоров. Т.18. М., 1982. С. 22.
АМАЭ, м-лы Т.Б.Щепанской за 1997 г. Новгородская обл., Старорусский р-н, с.Пинаевы Горки
Зверев В.А. Дети – отцам замена. Воспроизводство сельского населения Сибири (1861-1917 гг.). Новосибирск, 1993. С.210-211.
П.В. Киреевский. Собрание народных песен П.В. Киреевского. Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях. Т.1. Л., 1977. С.190. № 252.
Там же. С..193, № 258.
А. Грунтовский. Русский кулачный бой. История. Этнография. Техника. СПб., 1998. С.204.
П.В. Киреевский. Указ.соч. С.188 -
189. № 251; с. 295, комм. См. также в наших полевых материалах: АМАЭ, д.1646, л.73. Архангельская обл., Пинежский р-н, д.Шуломень, 1989 г.
Там же, с.295. АМАЭ, ф.К-1, оп.2, д.1646, л.73. Архангельская обл., Пинежский р-н, д.Шуломень.
Дм.Жвания. Ты оставляешь мать и идешь стрелять (Экзистенциальная драма левого терроризма) //Смена. 20.о6.1996 г.С.4.
См. подробнее: Щепанская Т.Б. Антропология молодежного активизма //Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб., 1999. С.275 -
276.
В.Бова. Криминолог Валерий Иванов: "Зачастую приговор маньякам выносят журналисты”//Смена. 9.12.1997 г. с.3.
Василий Буслаев // Новгородские былины. М., "Наука”, 1978. С.27.
Добрыня и Алеша //Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 года. Архангельск, 1983. С.122. Водлозеро.
Добрыня и Маринка // Онежские былины. С.112-113.
Там же. С.159.
Илья Муромец и дочь его //Онежские былины. С.141-142.
Илья Муромец и сын его // Онежские былины. С. 135.
Илья Муромец и дочь его // Онежские былины. С.143.
Хотен Блудович; Хотей Блудович // Новгородские былины. С.257;287.
Женитьба Дюка // Новгородские былины. С.247.
Три поездки Ильи Муромца //Онежские былины. С.157.
Вольга //Онежские былины. С.72.
В.А. Заметка о двух случаях ведовства и порчи в XVII в.// Этнографическое обозрение. 1899. №4. С.110 – 111; Марков А.В. Из истории русского былевого эпоса. V. // Этнографическое обозрение. 1906. №3-4. С.43; Новомбергский Н. Колдовство в Московской Руси XVII-го столетия. (Материалы по истории медицины в России. Т.III. ч.1). СПб, 1906. С.23; Елеонская Е.Н. К изучению заговора и колдовства в России. Шамординская пустынь, 1917. С.16, 22; Черепнин Л.В. Из истории древнерусского колдовства XVII в. //Этнография. 1929. №2. С.95.
Антонович В.Б. Колдовство // Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край: Мат-лы и исследования, собранные П.Чубинским. Т.1. Вып.1. СПб, 1877. С.324; Балов А.В. Очерки Пошехонья //Этнографическое обозрпение. 1901. №4. С. 81-134. См.с.114; Марков А.В. Из истории русского былевого эпоса. V. //Этнографическое обозрение. 1906. №3-4. С.43.
Еще об икоте // Архангельские губернские ведомости. 1869. № 99. Архангельская губ., Холмогорский у.; Высоцкий Н.Ф. Очерки нашей народной медицины. Вып.1. //Записки Московского археологического ин-та. Т.XI. М., 1911. С.1-168. См.с.58.
АРЭМ, м-лы этнографической экспедиции 1997 г. (рук.И.О.Шангина). Запись Т.А.Зиминой. Новгородская обл., Старорусский р-н, с.Пинаевы Горки.
АМАЭ, м-лы Т.Б.Щепанской за 1997 г. Новгородская обл., Старорусский р-н, с.Залучье.
Один основан на провитальной (прокреативная символика), другой – на антивитальной (насилие и страх) идеологии.
Личный архив автора. Запись 1988 г., СПб, от Латышева Е., 18 лет.
Личный архив автора. СПб, 1998 г. Записано от учеников 2-б класса медицинской школы-гимназии № 623 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Шумов К.Э., Кучевасов С.В. Розы гибнут на морозе, малолетки – в лагерях. Рукописные тетради из камеры малолетних преступников //Живая старина. 1995. №1. С.11-15. См. с.13
Калашникова М.В. Альбомы современных детских колоний.//Новое литературное обозрение (НЛО). М., 1996. С.346-361. См.с.348.
А.Топорова. Интервью с А.Г. 24.07.1998 г. СПб.
Кучинский А.В.. Указ.соч., с.114-115
. Толковый словарь уголовных жаргонов /Под ред. Дубягина Ю.П., Бронникова А.Г. М., 1991. С.102, 105; Архив РЭМ, ф.7, оп.1, д.805. Л.1.Новгородская губ., Череповецкий у., 1899 г.