Трасса: культ дороги в молодежной культуре
ДОРОГА - МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА На главную об авторе А поговорить? Мои опросы

Некоторые публикации Т.Б. Щепанской по материалам этнографических исследований молодежных субкультур
Процессы ритуализации в молодежной субкультуре // С.Э. 1988. № 5. С.15-25.

Женщина, группа, символ (На материалах молодежной субкультуры).// Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С.17 – 28.
Смеховой мир тусовки и проблема оформления межгрупповых границ // Школьный мир и фольклор. Ч.1. Таллинн,1992. С.162-186.
Превращение символа // Этнографическая наука и этнокультурные процессы : Способы взаимодействия. СПб., 1993. С. 213 – 228.
Имена социального (функциональный анализ поверий об энергии). // Этносы и этнические процессы : Памяти Р.Ф.Итса. Сб.ст. СПб., 1993. С.329-341.
Монография: Символика молодежной субкультуры : Опыт этнографического исследования системы: 1986 – 1989 гг. СПб.: "Наука", 1993.
Термины родства в группировках хиппи // Алгебра родства: Родство. Системы родства. Системы терминов родства. Вып.1. СПб., 1995. С.247 – 259
Лидерство и управление в субкультурных средах // Потестарность: Генезис и эволюция. СПб, 1997. С.139 – 153.
Антропология молодежного активизма // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга/ Под ред. В.В. Костюшева. СПб.: Норма, 1999. С.262-302.
Святочные охальники //Народные игры и игрушки. СПб., 2000. С.63-78.
Зоны насилия (по материалам русской сельской и современных субкультурных традиций) //Антропология насилия. СПб., 2001. С.115 – 177.
Гадания: гендерный проект //Мифология и повседневность: Гендерный проект в антропологических дисциплинах. Мат-лы науч.конф. 19 – 21 февраля 2001 г. СПб., 2001. С.179 – 187.
Предисловие //Борисов С.Б. Мир русского девичества. М.: "Ладомир". 2002
Эльфы и скво: траектории гендерной социализации в молодежных субкультурах //Язык – гендер – традиция: мат-лы межд. Науч. Конф. 25 – 27 апреля 2002 г. С.166 – 177.
Традиции городских субкультур//Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. С.27 – 33.
Молодежные сообщества//Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. С.34 – 85.
Монография: Система: тексты и традиции субкультуры.
М.: О.Г.И., 2004. – 288 с.
_________________________

Научные публикации в зарубежных изданиях
67.Лидер-художник: символы и социальное управление// МИФ : Митология, Изскуство, Фолклор. Вып.2. София,1989. С.108-120.
68.Women, Groups, and Symbols : Based on Materials from the Youth Subculture. // Anthropology and Archeology of Eurasia : A Journal of translations. Winter 1993– 94. Semiotics and Politics: Group Dynamics. P. 70-85.
отрывок из статьи: Т.Б. Щепанская. Молодежные сообщества//Современный городской фольклор. /Ред.С.Ю.Неклюдов. М.: РГГУ, 2003. С.34 – 85.

Основным кодом молодежной культуры можно считать, пожалуй, пространственный. Слово тусовка, определяя ее стиль жизни, одновременно обозначает и место встреч. Место в значительной мере определяет и идентичность, становясь символом групповой принадлежности: есть клубы, где собираются рэйверы, битломаны, поклонники рокабилли, есть пивные, облюбованные скинхэдами - по тому, в какой клуб (кафе, пивную, сквер…) ходит человек, судят о том, к какому течению он принадлежит.
1.1. Дорога.
Культ дороги.
Среди же конкретных локусов по своему символическому значению на первое место выходит дорога. Во многих сообществах существует своего рода культ дороги, так что пребывание в пути, путешествие становится знаком и условием принадлежности.
В хип-культуре такое значение приобретает трасса – путешествие автостопом, на собаках (т.е. перекладных электричках), иногда пешком или на попутном автобусе (тепловозе, корабле…), - но по возможности бесплатно. Для хип-культуры это основная форма времяпрепровождения, смыслообразующая деятельность, определяющая образ жизни, самосознание и мироощущение. Цель пути не имеет значения – важно беспрепятственное преодоление бесконечных пространств, само состояние путника, как метафора и способ переживания бесконечной свободы. Опыт трассы в хип-культуре – знак посвященности, принадлежности к невидимому братству: шуточная клятва - «Век трассы не видать!» - означает что-то вроде «Не быть мне хипом». Потрепанный, не раз бывший в употреблении трассник (стопник), т.е. «Атлас автомобильных дорог», служит предметом гордости, свидетельствуя об олдовости и крутости своего обладателя. Его и демонстрируют в качестве знака статуса.
То же посвятительное значение дорога имеет во всех тусовках, находящихся в хип-культурном поле. Главное событие в году у индеанистов – проведение праздников пау-вау, для чего целыми семьями отправляются за город. За всем этим – мечта уйти из цивилизации в мир чистой природы, и время от времени предпринимаются попытки ее реализации. Несколько семей лет десять назад уехали жить в глухую алтайскую деревню. Дорога служит основой мифологии и практики ролевиков: их ролевые игры базируются на произведениях жанра «фэнтэзи», сюжетную основу которых образует путь, путешествие героев в некую Другую Страну (магический мир, иное измерение, пещеру, космос, лабиринт…), изредка перемежаемое битвами. Классический пример – ставшая культовой книга Дж.Р.Толкиена «Хоббит, или Путешествие Бильбо Бэггинса туда и обратно», сюжеты которой разыгрывали первые в России ролевики - толкинисты. То же можно сказать и о большей части компьютерных игр, конституирующих субкультуру геймеров. Путь, как ценность и цель, немаловажен и в мифе хакеров (взломщиков компьютерных замков), декларирующих смысл своей деятельности как свободное странствие по электронным сетям. .
Мифологема и практика пути значимы не только в хип-культурных, но и в большинстве других молодежных сообществ. Байкеров объединяет ночная езда на ревущих мотоциклах, когда, по выражению одного из них, «позади ничего нет, впереди никто не ждет, есть только ты и дорога». Футбольные фанаты придают особое значение выездам – т.е. посещению матчей любимой команды в других городах. Эти выезда играют немаловажную роль в их самоидентификации: «Я себя фанатом стопроцентным не считаю, - говорит, например, один из болельщиков «Зенита» (СПб.), - поскольку на выезд ни разу не ездил». Дальше и труднее выезд - выше статус их участника: «Два самых фаната в прошлом году доехали до Владикавказа» . Подобные поездки - вслед за любимыми артистами – практикуются и у музыкальных фанатов (поклонников рок-групп, членов фан-клубов). С идеей и локусом «дороги» (прохода, перехода, пути) соотносятся многие места тусовок: стрит (и стритовая тусовка – от англ. street - ‘улица’), подземный переход, метро (в Москве функционировала метровская тусовка – собирались в одном из вагонов на кольцевой линии метро) – пространства перехода, так же, как проходняк (проходные дворы) и другие маркированные в молодежной культуре локусы. Символика дороги – в названиях многих молодежных клубов и дискотек (например, в Питере - «Аэропорт», «Цепеллин», «Трамвай», «Тоннель». Причем в рекламной афишке «Цепеллина» прямо расшифровывается смысл названия: «Русская мечта: Бросить все и улететь!»). «Дорога» (как символ и практика) – важная составляющая групповой и субкультурной идентичности.
Метафора маргинальности.
Самосознание странников. Возле моего рабочего стола на галерее Зала Австралии в Кунсткамере сидел босой человек и пах дымом. Говорит, ночевал в лесу у костра. А до этого, рассказывает, был в Москве: «Там появились такие – ушельцы… Ну, есть пришельцы: может, слышали – прилетают в тарелках? А эти ушельцы…» Того человека я больше не видела. На запястьях и щиколотках у него были хипповские феньки из цветного бисера и ниточек шерсти, а прозвище – Владимерзкий – выдавало его панковские симпатии.
Если попытаться определить мироощущение, характерное для самых разных молодежных тусовок, одним словом, то нельзя подобрать более подходящего, чем «ушельцы». Фактически любой из своих групповых символов они объясняют как знак «ухода»: хиппи «уходят» от лжи и напряжений технической цивилизации в мир природы, наркоманы – в область грез; у панков грязь и дыры на джинсах, заколотые булавками, обозначают «отказ» от той же цивилизации. Ролевики уходят в мир своих игр, хакеры – в зыбкую реальность электронных путей. Уход из мира взрослых составляет пафос молодежной культуры; иными словами, она определяет себя в пространственных терминах («ухода»).

По замечанию Е.В.Завадской (высказанному по поводу поэтики странствий у даосов), ценность пути характерна для переходных сообществ, состояний и эпох, выражая самое идею перехода . Молодежная субкультура также осваивает метафору «пути» как обозначение маргинальности – переходного состояния и самоощущения: «Трасса, - объяснял мне один из ее ветеранов, московский художник, - это когда человека как бы отпускает эта запланированная жизнь. И человек открывается Высшему Началу: вот что придет, то приму» (1988 г.). Дорога – образ непринадлежности, социальной подвешенности, нахождения вне структур и нормативных предписаний: "«Я - Вечно Чужой! Всегда ни с кем», - формулирует суть этого состояния некий Сторож в хип-культурном рукописном журнале «Ы» (СПб, 1988 г.). Пространственный переход служит метафорой переходности социальной; путешествие предстает пространственной метафорой социального странствия: смены сообществ, идеологий – отсутствия социальной идентичности: «Вот и снова метель помахивает хвостом над растерявшимся аэропортом… - Что слышно: лететь-то будем? – Да вот говорят, через час на Хали-Будды самолет выруливает… И билеты есть. – Ай, бля, мне-то совсем не туда надо. Впрочем, к черту. Хоть куда-то, но в полет… Вот открыли порт христиане, кришнаиты, «Кино», рок – тянутся, тянутся туда уставшие от протирания ж… в Зале Ожидания. Открывает порт Анархия, ДээС и «Память». И суетится народ, и тыркается на посадке. А кто-то вон и совсем лететь раздумал…» - это Сторож и Фред в том же журнале «Ы» описывают путешествие своих героев. Характерно, что «портами» служат известные в те годы группировки – религиозные, политико-идеологические, молодежные (напр., киноманы – поклонники группы «Кино»). Но всему этому противопоставляется ценность самого пути, как отказа от социальной самоидентификации: «А мы сидим за киоском Союзпечати и ждем рейса. Пьем пиво… И почитываем стихи – о том, как нам достало ожидать этого вечно обещанного рейса… Сколько уж сменено портов, в скольких мы сидели и ждали. Пошляемся по незнакомому городу и – бах! Снова в Зал Ожидания, возьмем пива – и ну стихи читать… Давно забыт отчий дом – даже место его нахождения. Как-то я попал в родной город, так пока встреченными знакомыми был не узнан, так бы и не распознал родины-то… И мы все сидим – ждем рейса. Того самого…»
Дорога служит метафорой, материальным воплощением и способом переживания маргинальности – и вместе с тем генеральной метафорой молодежной субкультуры, вокруг которой группируется практически вся прочая символика. Путь – сюжетообразующий мотив, определяющий переживание переходного периода жизни.
С дорогой связано множество представлений, стереотипов поведения, ритуалов. Рассмотрим их на материале хип-культуры, где они наиболее разработаны, последовательно практикуются и лучше всего описаны (как в научной литературе и прессе , так и в аутентичных источниках, типа вышеупомянутых рукописных журналов и разного рода наставлений для начинающих путешественников ). Это даст нам понимание также и дорожных практик, бытующих и в других молодежных сообществах, - поскольку они в целом воспроизводят тот же стереотип.

Хип-культура направленно генерирует у своих адептов самосознание странников, которое принимает здесь, пожалуй, наиболее выраженные, эксплицитные, формы. Характерно частое повторение мотивов «пути» в прозвищах: на тусовках 1980-х гг. было несколько Странников, три Сталкера (сталкер, т.е. проводник – персонаж повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине», а также снятого по ее мотивам фильма А.Тарковского – оба произведения стали в рассматриваемой среде культовыми). Среди корреспондентов «Сороки» был Вечный Тремпист (от англ. tramp – ‘бродить, бродяжничать, странствовать’), Ночная Прохожая и множество других подобных.
Странническое самоощущение просматривается во внешней атрибутике: дорожный рюкзачок или холщовая торба через плечо; удобная запыленная обувь или босота; длинные неухоженные волосы и общая потертость – облик хиппи воспроизводит образ странника, какие еще в начале ХХ в. во множестве бродили по дорогам России .
Мотивы странничества, пути – сквозные в хип-фольклоре и граффити, которыми они маркируют значимые точки пространства. Одна из таких точек – Ротонда. Стены этой питерской парадной сплошь, порою в несколько слоев, покрыты граффити, среди которых, например, такие:
Люди! Остановите землю. Хочу сойти с нее. Странник.
Мы – бегство, а может быть, вызов, а может быть сразу и бегство и вызов.
Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно.
Дорога в небо – линия жизни.
Счастье – движение, познание.
А стало быть счастлив гребущий на лодке по светлым каналам.
Мы бродим по жизни, как слепые котята (СПб, Ротонда, 1987-1990 гг.).
Странническое самосознание материализуется в практике трассы, т.е. путешествий автостопом и прочими вышеупомянутыми методами. Трасса одновременно – базовая практика хип-культуры и ее генеральная метафора.
Попутчики: модель межличностных отношений.
В терминах «трассы» осознаются межличностные отношения. Базовая коммуникативная модель – это отношения попутчиков – временные, мимолетные, без взаимных обязательств, но порой неожиданное теплые и искренние (как исповеди в вагонном купе), поскольку без страха последствий. Из граффити Ротонды (1988 г.):
На ночном шоссе темно,
Не видать ни лучика.
Чтоб согреться, пью вино
Своего попутчика.
А.Мадисон, старый хиппи, идеолог и бытописатель отечественного хиппизма, так определяет его суть: «Что такое хиппизм?.. Это гипотеза об общности, почти не-реальность, попытка быть текущей рекой – без берегов… Есть такой район в Сан-Франциско - Хейт-Эжбери. Оттуда все пошло. Именно там состоялось памятное «лето любви» 1967 г. И вот некий безымянный хиппи так высказался о его пипле: «Я чувствую, что они – мои люди. Это как на трассе… встречу с хиппи там воспринимаешь как чудо, потому что она – мгновенная связь, мгновенная любовь и готовность помочь…» Трасса – метафора базового для хип-культуры стиля межличностных отношений. Потому и все происходящее на трассе, каждый эпизод путешествия, приобретает символический и даже сакральный смысл. Существуют законы трассы – правила поведения и ритуалы, - каждый из которых по существу отражает одну из хип-культурных норм.
Законы трассы.
Первый закон трассы – «Всегда вперед!» - утверждает самоценность пути как образа жизни; цель не важна. «И подстегиваешь жизнь – себя, - заставляя выходить утром на облитое росой шоссе – шевелиться, зная доподлинно одинаковость пунктов отправления и прибытия. – По хрену, - бросает некто, еще увлеченноь хватающийся за ручку тормозящего попутного (вот странное слово, а?) КамАЗа…» (из рукописного журнала «Ы»). Путешествуя автостопом, лучше идти вперед, пусть пешком, чем стоять и ждать машины. Иногда этот принцип вступает в противоречие с практической логикой: «Логичнее было бы, - говорил мне один из стопщиков, Майкл Какаду, - идти назад, навстречу машинам, или на месте стоять. Бывает, стоят мужики, голосуют. Ты их обгоняешь – и они, может быть, поймают ту машину, которая могла бы взять тебя. Но ты себя считаешь профессионалом трассы, а они любители. Для них это случайность, для тебя это жизнь. И ты им как бы даришь эту машину. Широкий жест делаешь. У них это один раз за день, а ты сколько еще машин застопишь до вечера. Это надо выполнять, чтобы была кайфовая трасса: чтоб хорошо останавливались машины, чтоб не было стремаков (стремаки, здесь: тревоги, неприятности, помехи. – Т.Щ.)». Здесь сразу несколько хип-культурных норм: кроме приверженности путешествиям, еще пренебрежение выгодой, обычай раздаривать имеющееся, отказ от борьбы и насилия, общефилософская отстраненность. Обратим внимание, что на трассе все эти нормы получают магическое подкрепление («Это надо выполнять, чтоб была кайфовая трасса…») и тем самым – сакральную значимость. Нормы являются на трассе в своей фиксированной, концентрированной, ритуализованной форме.
Еще один важный закон трассы – «не спорить об общих проблемах» – отражает пацифистскую норму терпимости, которая обеспечивает идейно-мировоззренческий плюрализм тусовки (что относится опять-таки не только к хип-культуре).
Важное качество путника – общительность: все время повторяют пословицу, что «длинный язык – посох странника» . Существуют специальные приемы разговорить встречного, заинтересовать водителя попутного автомобиля – даже жанровая форма загруза (т.е. заполнения коммуникативного пространства во время пути) или телеги (первоначально – дорожного рассказа, который, как телега, должен «везти» своего рассказчика, обеспечивая ему расположение водителя).
Еще одно правило странника – пренебрежение материальной стороной жизни: «не делай запасов», «само придет», - наставляют новичков опытные путники. Идеальный рюкзак – полупустой, в нем только смена белья, трассник и флейта, а лучше его вообще где-нибудь забыть: «Не имейте привязанности к вещам, которые у вас в рюкзаке: если вы почувствуете, что не смогли бы продолжать путешествие без какой-либо вещи, - значит, зря вы ее потащили с собой. Если вы утратили вещи либо деньги – возрадуйтесь за того, кто нашел их… Если кончаются деньги и еда – уничтожьте остатки, не оставляя никаких «неприкосновенных» запасов, и продолжайте путь…» - сказано в одном (достаточно типичным по содержанию) наставлении для начинающих путешественников (автор – опытный



Сайт управляется системой uCoz